Back to top

В течение 9.500 лет, которые рассматриваются в данной главе, создавались многие, употребляющиеся до наших дней способы строительства из обожженного кирпича. Изобретение формы и обжиговой печи, применение глазури и обработка кирпичей для использования в виде скульптурного декора, разделение труда между изготовителями кир-пича и каменщиками и создание сложных кирпичный перевязок относятся именно к этому периоду. И все-таки очень трудно в течение этих 12 000 лет точно привязать по времени все произошедшие тогда события, многое еще ждет своего открытия.

В период между 10 000 и 500 гг. до Р.Х., который рассматривается в этой главе, возникли первые поселения и культуры. Наши представления об этой эпохе основываются главным образом на археологических находках, датировка которых более или менее спекулятивна. Хотя от этого периода сохранились строительные сооружения и артефакты, у нас все-таки имеется очень мало письменных свидетельств – в большинстве случаев речь идет о надписях на сооружениях и монументах. Сохранившиеся в некоторых регионах фрагменты покрытых клинописью глиняных табличек представляют собой в большинстве случаев расчеты за товары. Многие тысячелетия, по которым у нас полностью отсутству-ют письменные документы, мы называем доисторическим периодом.

Датировки, лишенная возможности использования указаний о годах на предметов раскопок, чрезвычайно трудна. Традиционный археологический метод заключался в точ-ном определении глубины залегания находки, на которой она была найдена. Основываясь на предположении, что верхние слои скрывают в себе исторически более молодые, а ниж-ние слои – исторически более древние находки, определялась относительная хронология участка раскопок. Этот метод датировки уточнялся путем сравнения находок из разных слоев с находками в других местах. Естественно, что такой метод был связан с ошибками. К тому же изучение различных слоев не всегда проводилось систематически. Часто артефакты раскапывались без какого-либо плана, поэтому определение их возраста в сравнении с новыми находками было соответственно трудным. Решающий шаг в датировке археологических находок был сделан в 1949 году, когда американский физик-атомщик Уиллард Ф. Либби (1908-1980 гг.) изобрел метод радиоуглеродного датирования. Тогда стало возможным датировать органическую материю ранних периодов с недостижимой до тех пор точностью. Современная археологическая методика, которая использует как стратиграфический, так и радиоуглеродный методы, позволяет более точно определять к какому времени относится определенный объект. К сожалению, раскопки многих античных объектов производились до введения радиоуглеродного метода – поэтому дати-ровка этих находок ненадежна и нередко ошибочна. В результате того, что до сих пор вскрыты не все археологические объекты, нельзя точно сказать, когда в ранний период происходили определенные события. В лучшем случае мы можем привести только обоснованные оценочные предположения, которые будут уточнены и исправлены в будущем. Цель этой главы — отразить актуальный уровень состояния исследований.

В первой части нами рассматриваются самые ранние из когда-либо изготовленных кирпичей. Сегодня повсеместно предполагается, что первые человеческие поселения возникли в период между 10 000 и 8 000 г. до Р.Х., то есть в неолите, новом каменном веке. До тех пор человечество вело кочевой образ жизни. После того, как оно стало оседлым, первые крестьяне стали собирать плоды полей, разводить животных и построили небольшие, огороженные для защиты поселения. Первые поселения возникли еще до изобретения керамики и открытия металлов, однако, уже в то время впервые стала применяться глина, из которой вручную формовались кирпичи и сушились под солнцем.

Во второй части этой главы мы показываем переход от простых слепленный вручную кусков глины к массовому производству прямоугольных, высушенных на воздухе кирпичей (адоба). Нашим примером является Египет, так как здесь в нашем распоряжении имеется наибольшее количество источников и находок, чем в любом другом месте, хотя сам метод изготовления глиняных кирпичей-сырцов древнее египетской цивилизации. Созданный в то время метод изготовления глиняных кирпичей до наших дней практикуется во многих регионах мира.

В центре внимания третьей части находится Месопотамия, где формовались и обжигались первые кирпичи. Письменные источники дают нам возможность составить представление о методе строительства, иерархии и количестве занятых в этой отрасли рабочих. Благодаря своему социальному значению, обожженный кирпич стал в высокоразвитых месопотамских культурах также предметом культового поклонения. Описываются разные форматы обожженных кирпичей, способы их кладки, а также методы обработки обожженных кирпичей для получения декоративных элементов. Для кладки высушенных на воздухе или обожженных кирпичей в качестве связующего элемента требовался раствор. Для простых построек из кирпича-сырца бралась глина, которая часто смешивалась с соломой или навозом домашних животных. Хотя глина могла использоваться также и для изготовления обожженных кирпичей, но она легко вымывается дождем и плохо склеивается.

В древних культурах в качестве добавок использовались гипс, известь и битум (земляная смола). Битум, составная часть нефти, собирающаяся на поверхности земли в виде луж, добывался без больших затрат и использовался в качестве уплотнительной массы, которая после высыхания становилась водоотталкивающей. Но так как битум встречался довольно редко, его почти не применяли за границами нефтеносных районов Южной Месопотамии. Известь в виде известняка обжигалась при температуре около 1000 градусов Цельсия; жженая известь смешивалась с водой, образовывая клейкую массу, идеальную в виде раствора и штукатурки. Известковая штукатурка появилась приблизительно в одно время с появлением обожженных кирпичей. Для изготовления таких кирпичей требовались обжиговые печи, которые подогревались до той же температуры, что и печи для обжига известняка. Гипсовый раствор получался путем обжига гипса, который в природе добывается в тех же месторождениях, что и известняк. Однако, для обжига гипса достаточно температуры 125 градусов Цельсия, которую дает простой огонь. Некоторые исследователи предполагают, что использование гипса для раствора древнее извести, но нет возможности привести этому убедительное доказательство. Кажется, что в ранней Месопотамии были известны все три вида раствора.

Истоки: производство кирпичей в новом каменном веке в Иерихоне.

Самые древние кирпичи мира были найдены в 1952 г. при раскопках международной археологической экспедицией под руководством Кэтлин Кенион в Иерихоне на берегу Йордана. Руины древнего города представляли собой высокий холм или телль, как его там называют. Подобный телль образуется в результате постоянного нагромождения обломков и строительства все новых поселений на одном и том же месте. Однако, иерихонский телль имел особое значение, потому что скрывал в себе остатки самого древнего по-селения людей; оно было построено еще в неолите и, тем самым, древнее керамики и обработки металлов. До начала раскопок экспедицией Кенион считалось, что горшечное искусство было изобретено тогда, когда люди начали строить долговечные поселения. В ходе раскопок было, однако, установлено, что подобные поселения существовали и раньше, задолго до изобретения керамики, то есть в эпоху, когда в распоряжении людей имелись только примитивные кремневые инструменты. Дома этих ранних поселений строились из высушенных на воздухе кирпичей. В Иерихоне было найдено два вида таких кирпичей. Наиболее древние датируются временем, которое Кенион назвала до-керамическим неолитом А (около 8300 до 7600 г. до Р.Х.). Это были кирпичи разных размеров (приблизительно 260 х 100 х 100 мм). Для их производства использовалась смешанная с водой глина, которой потом придавалась более или менее прямоугольная форма. В заключение кирпичи выкладывались под палящее солнце, и после просушки из них складывались довольно толстые стены; раствором служила та же глина. Второй вид используемых в Иерихоне кирпичей более характерен. Они делались в эпоху до-керамического неолита Б (7600-6600 гг. до Р.Х.), изготовлялись так же, как и первый вид, только были длиннее, тоньше и более правильной формы (400 х 150 х 100 мм); кирпичи были похожи на буханки хлеба и были снабжены выдавленным большими пальцами узором в елочку. В таком горячем климате можно было лепить из глины прочные стены без всяких кирпичей, но высушенные на воздухе кирпичи имели некоторые преимущества. Во-первых, их было легче транспортировать, чем глину, таким образом строить можно было дальше от глиняного карьера. Во-вторых, стена из адоба была более устойчивой, так как кирпичи перед кладкой тщательно просушивались и были абсолютно сухими. И, в-третьих, при строительстве из кирпичей не было нужды в опалубке, которая требовалась в других случаях до полного высыхания глины, из которой делалась стена. И хотя кирпичи той эпохи до сих пор были обнаружены только в Иерихоне, совершенно ясно, что строительство из этого материала велось не только здесь. В 7 тысячелетии изготовление сформованных вручную глиняных кирпичей было, скорее всего, распространено довольно широко.

Большим недостатком кирпичей являлось то, что они плохо подходили один к другому из-за неточных размеров и формы. Поэтому кладки велась с использованием толстых слоев глины, имевших значительно меньшую прочность, чем сами кирпичи. Но в жарких странах, где древесина была редкостью, такой вид строительства являлся хорошей альтернативой. Кроме того, глины было достаточно и ее было легче транспортировать и обрабатывать, чем камни. Поэтому следующий шаг, изготовление кирпичей в формах, явился значительным прогрессом.

Развитие производства кирпичей в Древнем Египте.

Пресс-форма является одной из первых великих технических инноваций при производстве кирпича. Кажущееся таким легким обращение с ней слегка искажает понимание того факта, что с ее изобретением производство кирпичей значительно изменилось. Правда, до появления используемой нами сегодня формы кирпича-сырца и обожженного кирпича потребовался целый ряд исправлений и доводок. Самые древние изображения форм для производства кирпича находятся в гробнице Рехмире в Фивах (Луксор). Рехмире был в 1450 г. до Р.Х. визирем в Египте. На изображениях показаны рабочие, черпающие воду из резервуара, и изготовители кирпича, смешивающие глину с водой и соломой и набивающие эту смесь в лежащую на земле рамку. Верхняя сторона проглаживалась затем куском древесины, потом форма удалялась, и процесс повторялся вновь. Один рабочий мог изготовить таким способом в день несколько сотен абсолютно идентичных кирпичей, которые сушились потом под палящим египетским солнцем. Фрески показывают, что древние египтяне пользовались снабженными рукоятками отдельными формами для одного кирпича, имеются даже найденные формы. На берегах Нила глиняные кирпичи до наших дней готовятся таким образом.

Однако египтяне были не первыми людьми, использовавшими деревянные формы для изготовления кирпичей. Ранние цари Верхнего и Нижнего Египта правили около 3000 г. до Р.Х., а такой метод изготовления кирпича стал известен, скорее всего, с начала правления первой династии; правда, он с большой вероятностью был импортирован из Месопотамии, где кирпичи изготовлялись таким образом уже в эпоху Обейдской культуры (5900-5300 гг. до Р.Х.).

И хотя в эпоху неолита люди уже умели ценить преимущества деревянных форм – их изготовление было настоящим вызовом. Форма должна была быть абсолютно ровной, что не составляет проблемы при наличии пилы, но с имевшимися тогда кремневыми инструментами – это довольно трудная задача. Люди нового каменного века не располагали также инструментами для соединения отдельных частей формы между собой. Как они это делали – загадка, самые старые сохранившиеся формы дошли до нас из Египта, когда уже стал известен металл.

Между изобретением кирпича ручной лепки и его производством в формах существовала промежуточная ступень, когда глина лепилась руками, а края выравнивались дощечками. Такие кирпичи, у которых хотя и были гладкие края, не были прямоугольными и ровными, они были обнаружены в Овеили в южной Месопотамии и датируются 6300 г. до Р.Х. И хотя египтяне не были изобретателями формованных прямоугольных кирпичей, они все-таки использовали их очень оригинальным образом для строительства арок и сводов. А вот камень они использовали, к сожалению, для простых балочных систем и для завершения дверных и оконных проемов. Египетские кирпичи были прямоугольными и разными по величине, на основе чего легче удается датировка археологических находок. Кирпичи, использовавшиеся для общественных сооружений, были в основном больше кирпичей для частных домов. Кирпичи в Фивах в эпоху Среднего царства (около 1800 г. до Р.Х.) имели размеры 280-320 х 150-160 х 70-150 мм, более древние экземпляры из Гизы, наоборот, имели размеры 360 х 180 х 115 мм. Самые крупные весили 18-23 кг и их могли поднять совместно только несколько рабочих. Но были кирпичи, размеры которых почти не отличались от размеров современных кирпичей, хотя большинство было такими тяжелыми, что их можно было поднять только двумя руками. Они укладывались в глиняный раствор с однорядной перевязкой, когда отдельные ряды сдвигались по отношению друг к другу. В то время как для крупных сооружений использовался камень, глиняные кирпичи использовались для стен, домов, пилонов и хранилищ, некоторые из которых сохранились в Фивах (Луксоре) до наших дней. Дерева не хватало, поэтому его почти не использовали. Храм Рамсеса в Фивах имел огромные хранилища для зерна – длинные сводчатые помещения, которые частично еще сохранились. Деревянная опалубка тогда не применялась, а арки строились так, что слои кладки косо прислонялись к торцовой стене. Таким образом, кирпичами форматом 350 х 210 х 60-70 мм и без опалубки удавалось перекрыть по-мещения шириной в 3,8 м. Египтяне усовершенствовали применение высушенных на воздухе кирпичей, но не интересовались их обжигом, так как в Египте было достаточно природного камня. И все-таки в отдельных случаях в эпоху Среднего царства использовались обожженные кирпичи, то есть, еще до прихода римлян.

Обожженные кирпичи в Месопотамии.

Хотя в Иерихоне и были найдены самые древние кирпичные стены, их конструкция была очень простой. А вот высокоразвитые культуры древней Месопотамии разработали изощренные методы изготовления и применения кирпичей, которые не были превзойдены в течение многих веков. В древних высокоразвитых культурах было известно, что обожженная глина давала очень прочный материал. Древнейшая керамика в Европе и на Ближнем Востоке датируется эпохой от 7000 до 6000 г. до Р.Х. и появилась немного позже первых кирпичей из высушенной глины. Люди давно пришли к мысли, что технику изготовления керамических изделий можно перенести на изготовление строительных материалов, еще до того, как применили эту идею на практике. Самые древние из найденных обожженных кирпичей относятся к эпохе обейдской культуры (около 5000-4500 гг. до Р.Х.), они были найдены в Маддхуре и использовались для сооружения сточной трубы. Но это остается единичным случаем. Обожженные кирпичи были редкостью до эпохи Урука или Джемдет-Насра (3100-2900 гг. до Р.Х.). Лишь с тех пор можно говорить о применении обожженных кирпичей. Первые обожженные кирпичи в достойном упоминания количестве были изготовлены, как убедительно доказано, через 5000 лет после появления высушенных на воздухе кирпичей и через 4000 лет после появления первой керамики – очень большой временной разрыв. Какова же причина? Высушенная на воздухе глина является в жарких климатических зонах прекрасным и экономически выгодным материалом, который еще сегодня используется во многих областях для строительства домов. Преимущества кирпичей вполне очевидны: они дешевы, а для их производства не требуется практически никаких специальных знаний.

Из них можно построить дом без помощи специалиста – из земли, на которой стоит человек. Чтобы сделать из высушенного на воздухе кирпича прочный кладочный кирпич, необходимо обжечь глину при температуре от 950 до 1150 градусов Цельсия. Если температура слишком высокая, то он сплавляется в бесформенную стеклообразную массу, если она слишком низкая, то обожженный кирпич рассыпается при малейшем сквозняке. Обладает ли глина правильной консистенцией для производства адобы, выясняется путем проб. А вот уверенность в том, годится ли глина для обжига кирпичей, можно получить только после трудоемкого процесса изготовления. А ошибки проявляются только в его конце. Производство обожженных кирпичей – дорогое дело, особенно в странах, где мало пригодного для обжига материала. Нужно точно знать, какая глина годится для обжига, как построить обжиговую печь и как поддерживать в ней постоянную температуру. Для этого требуются опытные специалисты по обжигу кирпичей. Высушенные на воздухе глиняные кирпичи может изготовлять каждый, а изготовление обожженных кирпичей является сложным процессом.

Однако, существует несколько причин тому, почему обожженные кирпичи предпочитаются высушенным на воздухе. Необожженные глиняные кирпичи размокают от дождя и размываются, обожженные кирпичи прочны и водостойки. Обожженные кирпичи из-за своей прочности и твердости стали в античные времена символом вечности и понятием победы людей над временем. Обожженный кирпич считался ценным и изысканным материалом, который можно было использовать только для строительства храмов и дворцов — местопребывания богов и резиденций царей. Документы Третьей династии Ура (2111-2003 гг. до Р.Х.) свидетельствуют о том, что за одну серебряную монету можно было приобрести 14 400 высушенных на воздухе кирпичей и только 504 обожженных кирпича. То есть, обожженные кирпичи стоили раз в тридцать дороже высушенных на воздухе кирпичей. И хотя люди уже в неолите располагали технологией производства обожженных кирпичей, культура должны была сделать в своем развитии еще один скачок вперед, пока этот материал не стал доступным по цене.

Форматы кирпичей и виды перевязки.

В Месопотамии существовало четыре разных формата кирпичей: плоско-выпуклые, прямоугольные, квадратные и кирпичи, называемые плитками, которые делились продольно и были прямоугольными в продольном и квадратными в поперечном сечении. У плоско-выпуклых кирпичей выпуклость находилась на верхней стороне, что затрудняло их кладку друг на друга. Поэтому их клали косо по отношению друг к другу елочкой. Другие формы кирпичей годились для обычных видов перевязки. Очень часто с наружной стороны кирпичи клались ложком, в то время как внутри клались более сложные виды перевязок, как, например, однорядная перевязка, при которой слои ложков и перевязок регулярно сменяли друг друга, что применяется еще сегодня, другие же виды кладки в виде установленных на ребро кирпичей применялись довольно редко. Квадратные кирпичи чаще всего клались плоско, а для получения большей устойчивости стены применялись половинки кирпичей. Поэтому с первого взгляда трудно сказать, какие кирпичи в основном лежат в кладке, квадратные или прямоугольные. Кирпичи часто снабжались надписями или оттисками, некоторые формовались пластически еще до обжига. Такие фигурные кирпичи использовались для круглых столбов и декоративных рельефов. При раскопках в Сузах было найдено несколько выдающихся примеров этого искусства.

Кирпичи и их общественная роль в Месопотамии.

Месопотамией назывался плодородный регион между реками Евфрат и Тигр. Здесь в период между 4000 и 3000 лет до Р.Х. появились города-государства, причем такие их них, как Урук или Ур, до того, как были покорены, господствовали над обширными территориями. Большую стратегическую роль во всех городах Месопотамии играли крепостные сооружения с толстыми стенами. Несмотря на соперничество в политической области, все эти государства имели единые политические убеждения. Во главе общины стоял царь, считавший себя прямым потомком большого пантеона богов.

Царский дворец и храм бога были тесно связаны друг с другом. Зиккурат являлся строением, которое доминировало над всем городом. Зиккурат представляет собой ступенчатую конструкцию, похожую на древнеегипетские пирамиды, и, может быть, был сделан под них. Однако в то время как египетские пирамиды строились как мавзолеи для бренных останков фараонов, месопотамские зиккураты были верховными храмами божеств и больше походили по своей сути на ступенчатые пирамиды Центральной Америки. Зиккурат являлся местом проведения ритуала пробуждения природы, который проводился царем и верховной жрицей ежегодно в начале нового года и должен был способствовать благосостоянию государства.

Ритуалы играли важную роль повсеместно – как в доисторических, так и современных культурах. Однако, ритуалы в древней Месопотамии не ограничивались только религиозными деяниями, они пронизывали всю повседневную жизнь, даже строительство. Существовали строжайшие правила, что можно, а что нельзя делать в определенные дни, а до начала строительства дома всегда привлекались астрологи и геоманты. В центре церемониала находился строительный кирпич. Слово «кирпич» (по-шумерски «сиг») означает как «здание», так и «город», одновременно оно было именем бога зодчества. Из надписей нам известно, что перед закладкой фундаментов богу зодчества приносились жертвы едой и питьем. Ритуалы при строительстве общественных сооружений были еще более сложными. Здесь церемонию, а именно: изготовление первого кирпича, проводил сам царь.

Описание такого события сохранилось до наших дней:
«Царь поместил святую воду в деревянную раму. Барабаны и литавры сопровождали песнь Адаб. Царь приложил свою печать так, чтобы сторона с оттиском оказалась сверху, потом он помазал глину медом, маслом и сливками и замешал амбру с эссенциями от всех видов деревьев в тесто. Рядом с формой он поставил безупречную корзину и сделал то, что было предписано, и вот, он слепил великолепный кирпич для дома. Тем временем стоявшие вокруг люди разбрызгивали масло и кедровую эссенцию, в то время как город и весь Лагаш ликовали и праздновали. Он вынул кирпич из формы и с удовлетворением стал рассматривать отпечаток на глине. Он обрызгал кирпич кедровой эссенцией и амброй. Бог Солнца ликовал над его кирпичом, который он слепил и который поднимался, как река в половодье…»
Торжественно освященный таким образом первый кирпич назывался «асада», что означает «непобедимый». Чтобы придать ему эти свойства, требовался еще один последний акт, который не описывается: обжиг.

Строительное ремесло.

Подобные ритуалы стояли в центре внимания сложной системы строительного ремесла. Наиболее важные сооружения Месопотамии строились по подробным чертежам. Такой чертеж-план сохранился на глиняной табличке. На нем отмечены даже позиции отдельных обожженных кирпичей и содержатся подробные данные по формату обожженных кирпичей – очевидно, имелись стандартные размеры, которые использовались для всех сооружений. Необожженные кирпичи укладывались согласно этому рисунку в глиняный раствор, часто попеременно со слоями из камышовых матов для лучшего соединения. Кельм не было, и раствор наносился руками. Для усиления структуры в стены вставлялись деревянные балки. Средняя часть зиккурата возводилась из необожженных кирпичей, которые, правда, легко вымывались дождем и во время разливов рек. Поэтому строение облицовывалось оболочкой из обожженных кирпичей, покрытых битумом, который встречался в регионе, его было легко добывать, и он служил защитой от влаги. Геродот сообщает, что битум очень ценился из-за своих водоотталкивающих свойств – очень существенное преимущество в Месопотамии, где реки регулярно выходили из своих берегов.

Строительство зиккурата было дорогостоящим предприятием. Вавилонский зиккурат складывался по расчетам приблизительно из 36 миллионов кирпичей, десятая часть которых обжигалась. Обжиг данного количества кирпича длился 7200 рабочих дней, изготовление высушенных на воздухе глиняных кирпичей – 21 600 рабочих дней. По тем же расчетам при строительстве зиккурата изготовлением кирпичей и их кладкой занимались 1500 рабочих (87 специалистов по изготовлению кирпича, 1090 каменщиков и 404 носильщика). Из дошедших до наших дней документов нам известно несколько участвующих в этих работах ремесленных цехов: обработчики глины, люди, месящие ее, носильщики глины, плетельщики корзин для транспортировки глины, кирпичей и раствора, формовщики кирпичей, ремесленники по обжигу кирпичей, изготовители глазури, каменщики, подрядчики. До нас дошли также тексты, в которых описывается иерархия людей на кирпичном заводе. До сих пор, к сожалению, не было раскопано ни одного кирпичного завода или обжиговой печи. Из-за опасности пожара они находились в большинстве случаев за пределами городов и поэтому при проведении раскопок городов считались из-за своих небольших по сравнению с руинами городов размеров менее значимыми.

Высокоразвитые культуры Месопотамии поддерживали обширные торговые связи, так распространялись и их технологии, которые было легко воспроизвести. Обожженные кирпичи появились, например, в 3-м тысячелетии до Р.Х. в таких крупных городах, как Мохенджо Даро и Хараппа в долине реки Инда, где также часто случались наводнения. Вполне возможно, что техника изготовления обожженных кирпичей была разработана ими самостоятельно, но возникла все-таки под влиянием месопотамской культуры. Ибо еще много веков после этого, в мире из обожженного кирпича не было построено сооружений, похожих на их зиккураты и дворцы.

Город, который, по словам Колдевея (археолога), «лежал под саваном из летучего песка», был еще более захватывающим, чем можно было себе это представить. Могучие городские стены с башнями на регулярных расстояниях окружали площадь, размером в 850 га, подтверждая тем самым Геродота, писавшего, что они такие широкие, что по ним может проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Внутри этого оборонительного кольца находилось множество больших зданий, в том числе окруженный городской стеной внутренний город (летний дворец), культовый и политический центр Вавилона. Дворец состоял из сотен помещений, расположенных вокруг нескольких внутренних дворов. Размеры этого комплекса были гигантскими, при помощи скрупулезного метода раскопок Колдевею удалось вскрыть разные слои городской застройки. Он открыл также массивный комплекс подземных сводчатых помещений с бесчисленными камерами и колодцами с остатками ковшовых подъемников для воды, который он принял за остатки фундаментов Висячих садов.

Большинство дворцовых сооружений состояло из стен, сложенных из кирпичей воздушной сушки – что очень осложняло раскопки, так как было очень трудно отличить остатки кирпичей от грунта. Но самым крупным открытием явились ворота Иштар и царские покои, которые были тщательно разобраны и перевезены в Берлин. Они выставлены там сейчас в музее Пергамон. Жители Вавилона довели до совершенства искусство изготовления обожженных, а потом глазурованных кирпичей. Рельефные кирпичи изготовлялись вручную путем обработки еще сырой глины. Для обеспечения точного соответствия отдельных частей их, скорее всего, составляли для пробы, может быть при помощи дощечки или пальмового листа между отдельными блоками для имитации раствора и предотвращения склеивания еще сырых кирпичей. Лишь после этого кирпичи сушились и обжигались. Для решения проблемы усадки использовались кирпичи одного и того же размера. Кирпичи обмазывались цветным материалом для глазури, образующем при обжиге эмаль. Достойно внимания мастерство специалистов при подборе цветовых оттенков, которое можно было достигнуть только путем длительных экспериментов. Правда, у нас нет никаких свидетельств, касающихся методов применения глазури.

От величия Суз до упадка Месопотамии.

Античный город Сузы имел несколько наиболее представительных строений из глазурованных обожженных кирпичей. Поселение, возникшее около 4000 г. до Р.Х., было столицей Элама, это соответствует территории сегодняшнего юго-запада Ирана к востоку от Месопотамской низменности. Элам был покорен Аккадом и позднее Уром; он достиг пика своего развития под персидским царем Дарием (521-486 до Р.Х.), сделавшим Сузы центром своего правления и собравший в Сузах для восстановления города из всех краев своего огромного царства, простиравшегося от Инда до Эгейского моря, лучших ремесленников и художников-прикладников.

Руины древней Сузы были впервые исследованы в пятидесятые годы 19 века английским геологом и исследователем Уильямом Лофтусом; самые крупные открытия были сделаны впоследствии французскими археологами. Начало им положил инженер Марсель Делафуа (1844-1920 гг.), открывший при раскопках в 1884-1886 гг. холм Ападана с колоннадой дворца Дария, в том числе и фриз стрелков из лука, который можно увидеть сегодня в парижском Лувре. После этого французы получили монополию на проведение раскопок в Иране и предприняли множество раскопок на западе страны; но свою основную задачу они усматривали в раскопках Суз, где ими для защиты археологов был построен форт. Работы продолжались до иранской революции 1979 года.

Раскопки в Сузах были такими важными потому, что Дарий со своими преемниками собрали в городе после завоевательных походов на Ближний и Средний Восток военные трофеи. Здесь была обнаружена, например, стела законов вавилонского царя Хаммурапи. Однако Дарий импортировал не только ценные предметы, но и специалистов-ремесленников. Надписи на фундаментах дворца свидетельствуют о том, что он привез каменотесов из Лидии (к западу от Малой Азии) и ювелиров из Египта и Мидии; он импортировал ливанский кедр, слоновую кость из Нубии и ляпис-лазурь из Согдианы. Специалисты по обжигу кирпича и каменщики происходили из Вавилона. Поэтому строящийся город должен был привлекать всеобщее внимание. Его дворец должен был быть больше и красивее вавилонских дворцов. Палитра красок, использовавшихся для глазурования кирпичей, охватывала по вавилонскому образцу зеленые, голубые, белые и желтые тона; фасад – как и в Вавилоне – был сложен из сужающихся кирпичей с очень тонкими швами. Исследования вавилонских кирпичей показали, что каждый отдельный кирпич маркировался в соответствии с его положением в кладке, несомненно, что подобная система применялась и в Сузах. В обжиговой печи кирпичи накладывались один на другой штабелем и выходили после обжига в виде гигантской головоломки.

Из представленных выше столиц только Сузы еще существовали до Средневековья – царство, центром которого был город, давно исчезло. Значение региона, как сосредоточия высокоразвитой культуры, пало после завоевательных походов Александра Великого (356-323 до Р.Х.). После смерти Александра центр политической силы переместился в Средиземноморье, а города Месопотамии стали разрушаться. В Вавилоне и Сузах больше не строились большие и роскошные монументы, отпала необходимость в опытных ремесленниках с их способностями. Так завершилась традиция кирпичного строительства, возраст которой составлял 6000 лет.

Глазурованные кирпичи в Вавилоне.

Вавилон приобрел известность благодаря своим Висячим садам, одному из семи чудес света. По данным Квинта Курциуса Руфа эти сады с деревьями 15-и метровой высоты и диаметром три с половиной метра были заложены Навуходоносором, чтобы развеять страстные мечтания своей наложницы Амитис о любимой ею родной Мидии на северо-западе Ирана. Если эти сады действительно существовали, то они были построены из кирпичей — искусственные, покоящиеся на террасах сады с расположенным над ними сводчатыми потолками. К сожалению, не сохранилось никаких описаний современников, и даже следы, которые могли бы указать на существование такого устройства, довольно скромны.

Античный город Вавилон, заложенный как провинциальная столица во время правления Третьей династии Ура (2111-2003 гг. до Р.Х.), стал позже при правлении Хаммурапи (1792-1750 до Р.Х.) политической и религиозной столицей Месопотамии. Он деградировал после разграбления хеттами в 1595 г. до Р.Х. Несколько раз завоевывался и разрушался, но при царе Навуходоносоре (604-562 гг. до Р.Х.) город вновь пережил еще одну пору своего расцвета.

Город Вавилон уже с ранних времен привлекал к себе путешественников и исследователей своими легендарными Висячими садами и сказочной, упомянутой в Библии Вавилонской башней. Аугсбургский врач Леонхарт Раувольф путешествовал в 1573-1576 гг. по Сирии, Палестине и Месопотамии. Когда он увидел монументальные остатки вздымавшегося на 55 м зиккурата, то поверил в то, что нашел Вавилон. Действительное местоположение древнего города, которое было открыто значительно позднее, не производило такого потрясающего впечатления; оно представляло собой холм в пустыне. В в этом месте побывал занимавшийся античностью английский ученый Клавдий Джеймс Рич, который опубликовал в 1815 году свои «Мемуары о руинах Вавилона». Однако, систематические раскопки начались лишь в конце 19 века под руководством немецкого археолога Роберта Колдевея.