Back to top

Эта глава начинается с разрушения Суз и подъема античной Греции и завершается мавзолеем династии Саманидов в Бухаре. Она охватывает, таким образом, взлет и падение великих цивилизаций классической античности в районе Средиземноморья и эпоху первых китайских царей. К этому же времени относится появление двух великих всемирных религий: христианства и ислама. Что касается зодчества из обожженного кирпича, то это была эпоха инноваций и оживления этого вида строительства. Были разработаны новые технологии изготовления обожженного кирпича и кладки из него, замешивания и нанесения раствора. Строительство из обожженного кирпича стало очень прибыльным делом, и впервые стали использоваться такие инструменты как кельма. Новые технологии позволили строить более высокие здания, в том числе несколько великолепных свидетельств зодчества из обожженного кирпича.

Кирпич. Античные мирыКак мы уже видели в предыдущей главе, не римляне изобрели кирпичи и строительство из обожженного кирпича – и все-таки обожженный кирпич, как строительный материал, тесно связан с римской архитектурой. Бросается в глаза то, каким незначительным было влияние господствовавших до тех пор технологий производства кирпича на дальнейшее развитие этой техники в Средиземноморье. Глава начинается с зачатков кирпичного строительства в Греции и Риме.

Римская кладка из обожженных кирпичей, несомненно, имеет выдающееся значение; именно поэтому изготовлению и применению обожженного кирпича в Римской империи посвящены шесть разделов этой главы. В центре внимания первого раздела находятся письменные источники по римской технике строительства, особенно первое, наиболее крупное сочинение по этой теме, принадлежащее Витрувию (римский зодчий и инженер). Во втором разделе описывается изготовление римлянами кирпича, его формование и маркировка, а также описываются печи для его обжига. Рассматривается также организация этого промысла. Тогда существовало строгое разделение на каменщиков и специалистов по обжигу. Работа каменщика в римский период была менее доходной, чем работа специалиста по обжигу. В третьем разделе говорится о техниках работы, инструментах и организации производства кирпичей. Всегда предполагалось, что римская кладка из обожженного кирпича изначально облицовывалась мрамором или штукатурилась. Хотя часто делалось именно так, но римляне уже в конце 2-го дохристианского века знали метод кладки, позволявший им добиваться утонченных декоративных эффектов. Следующие три раздела посвящены зодчеству из обожженного кирпича, на которое римляне оказали сильное влияние: купальни и акведуки, для которых были разработаны специальные кирпичи и новые формы; арки и своды, например при строительстве Колизея; и, наконец, купола и разные формы их конструкций.

Римская империя развалилась и была раздроблена в 4 веке н.э. Столицей восточной половины стала Византия, которую позже стали называть Константинополем, а теперь – Стамбулом. Более слабая Западная Римская империя продолжала содержать столицу в Риме, позже ею стала Равенна, пока она не была завоевана и разрушена в 476 году н.э. пришельцами с Севера. Равенна стала столицей царства остготов под управлением Теодориха. Восточно-римская или Византийская империя пребывала в расшатанном состоянии, пока Константинополь не был завоеван в 1453 г. османами. Эта эпоха символизирует переход от римского зодчества из обожженного кирпича к более поздним традициям. Зодчество из обожженного кирпича в Византии является темой двух наших следующих разделов: в первом идет речь об общих изменениях в процессе изготовления кирпича и его кладки, во втором – о строительстве церкви св. Софии, одной из самых крупных церквей с куполами из обожженного кирпича, которые когда-либо строились.

Еще один раздел посвящен зодчеству Равенны из обожженного кирпича. Здесь наблюдаются точки соприкосновения с византийскими традициями (в конце концов, с середины 6 века и до 751 г. город принадлежал Византийской империи); кроме того, некоторые основные черты зданий Равенны уже указывают на элементы кирпичного зодчества европейского Средневековья.

Понимание история китайского кирпичного зодчества затруднено из-за того, что в публикациях, поощряемых китайским государством, утверждается, что обожженный кирпич изобрели китайцы. Новейшие исследования, однако, опровергли это утверждение, и сегодня повсюду считается, что первые обожженные кирпичи появились в Китае не раньше 1066 г. до Р.Х. и нашли широкое применение в период «Борющихся уделов» (475-220 гг. до Р.Х.). Не выяснено до сих пор, разработали ли китайцы самостоятельно технологию производства обожженного кирпича или заимствовали ее из Центральной Азии или Индии. Ясно то, что они разработали новые, изощренные возможности применения.

В центре внимания двух последних разделов этой главы находится исламское зодчество из обожженных кирпичей той эпохи. Исламское летоисчисление начинается с 15 июня 622 г., когда Мухаммед (570-632 гг.) сбежал в Медину. Основанная им новая религия быстро распространилась на Ближнем Востоке и в Северной Африке и охватила в 711 г. территорию от Испании до Инда. Исламские захватчики заимствовали строительную технологию покоренных народов и перенесли их традиции на другие континенты. Строительные материалы различались в зависимости от местных особенностей, и там, где обожженный кирпич был доминирующим материалом, новые господа восприняли его. В первом разделе речь идет о распространении исламского зодчества из обожженного кирпича и его особенностях; в центре внимания второго раздела находится великолепный мавзолей Саманидов в Бухаре. Он был построен при прогрессивном правителе Исмаиле Самани (862-907 гг.), собравшем при своем дворе деятелей искусств, ученых и поэтов. В первую очередь его интересовала садовая архитектура, а мавзолей, который он распорядился построить как свою усыпальницу и который является удачным претворением в жизнь декоративных возможностей обожженного кирпича, располагался в одном из садов на краю городского центра. Он пережил нашествие монголов и был обнаружен, засыпанный остатками других строений, в тридцатые годы 20 века и тщательно отреставрирован. Сегодня он находится в общественном парке на краю центра города. Построенный в 10 веке, он обозначает собой конец необычного тысячелетия в истории архитектуры и пророчески указывает на ее новое развитие.

Греческая и римская строительная керамика.

Древнегреческая культура подразделяется на четыре эпохи: бронзовый век или Эллада, «Темный века», классическая Греция и эллинизм. Источники греческой и малоазиатской цивилизации прослеживаются до 3000-2800 гг. до Р.Х. Эти эпохи назвались на Крите раннеминойской, а на греческом материке – раннеэлладской культурой. Архитектура как форма искусства нашла свое выражение главным образом во дворцах и гробницах. С тех времен экономического упадка в период с 1000 до 700 гг. до Р.Х., «темные эпохи», не сохранилось ничего значительного. В последующую эпоху развития высокой греческой культуры (700-300 до Р.Х.), появились великолепные храмы, которые, как правило, связываются с греческим античным периодом, веком Платона и Аристотеля. В эллинский период, начавшийся после Александра Великого и завершившийся рождением Христа, в архитектуре были, к сожалению, заимствованы и заново интерпретированы уже известные формы. Это было падением Греции и подъемом Рима.

Ранняя греческая архитектура была исключительно простой. Жилые дома строились из глиняных кирпичей и штукатурились глиной для защиты от дождя. Крыша представляла собой конструкцию из деревянных балок, покрывавшихся толстым слоем глины. Эта простейшая форма слегка наклонной, плоской крыши была оптимально приспособлена для короткого периода умеренных дождей в этом регионе. Более крупные строения имели конструкцию из деревянных балок и наклонную, крытую тростником крышу. Терракота (обожженная глина) использовалась в этих конструкциях как декоративный элемент, в частности и для крыш.

Когда точно были изобретены кровельные кирпичи из обожженной глины, неизвестно. Самые древние находки кровельных кирпичей из Лерны около Агроса на Пелопоннесе датируются периодом между 2600 и 2000 гг. до Р.Х. С большой уверенностью можно утверждать, что эта техника была распространена уже до периода расцвета греческой культуры. Греки применяли три вида кровельных кирпичей; в отдельных регионах имелись собственные формы. Самые древние кровельные кирпичи были найдены в Лаконии и Коринфе. Лаконские кровельные кирпичи (черепица) были изогнутыми и их клали попеременно наверх выпуклой или вогнутой сторонами, причем выпуклая сторона вкладывалась в вогнутую. Коринфская кровельная черепица была плоской с выгнутой вверх стороной примыкания; кроме того, имелась черепица для конька, закрывавшие пространство между другими черепицами. Подобная черепица для конька изготавливались впоследствии из мрамора. Еще один вариант кровельной черепицы использовался на Сицилии и в Эолии, там выгнутая черепица из Лаконии клалась на плоскую коринфскую черепицу. Крыши часто снабжались выложенными полукруглыми кирпичами водостоками на обе стороны. В других случаях крыши строились со свесами, чтобы вода не стекала по стенкам, а на концах свесов крыши помещались декоративные лицевые кирпичи – так называемые «антефиксы» с простыми розетками – или орнаментальными завитками и другими формами, например, головами животных. Коньковая черепица украшалась подобными мотивами. Терракота использовалась также для скульптур ранних фронтонов, а также для декоративных акротериев (фронтонных украшений в форме пластических фигур).

Несмотря на то, что имелась процветающее ремесло строительной керамики, обожженные кирпичи не применялись в греческом мире для стенной кладки. Хотя сама техника и была известна. Во время раскопок не определенного по своей функции здания в Тиринсе (также недалеко от Агроса) были обнаружены, скорее всего, первые в Европе обожженные кирпичи; они относились к периоду около 2000 г. до Р.Х. Речь идет при этом, однако, о единичной находке. Самым распространенным строительным материалом был высушенный на воздухе кирпич-сырец (адоб). Если же обожженные кирпичи и использовались, то только лишь вместо камней для цоколя строений из кирпича-сырца для того, чтобы предотвратить соприкосновение адоба или конструкций из деревянных балок с почвой. Кирпичи подобного виды были найдены в виде основания деревянной колонны в развалинах дома в Олинтосе, построенном в период около 400 г. до Р.Х. Довольно странно считать, что в довольно обширном греческом царстве, поддерживавшем бойкую торговлю с завоеванными на востоке областями, так и не изготовлялись обожженные кирпичи. Кажется, что там просто не привилось строительство из такого материала.

Некоторые исследователи видят в этом факт того, что переход от адобе и деревянных конструкций к каменным строениям и более частому использованию кровельной черепицы из терракоты произошел в более позднее время. Черепичные крыши были слишком тяжелыми для сложенных из кирпича-сырца стен, а камень, которого было в избытке в горных районах Греции, был хорошей альтернативой. Сегодня в основном исходят из того, что структура дорического храма была навеяна его конструкцией из деревянных балок. А затем, в более крупных строениях, сама кровельная черепица была заменена имитацией из мрамора. В результате использования камней для кладки стен, начиная с 7 века до Р.Х., исчезли даже часто встречаемые раньше декоративные элементы из обожженной глины. С тех пор терракота использовалась только для украшения крыш в тех областях, где не так часто употреблялся камень.

Римский период.

Кирпич. Античные миры 2К 274 г. до Р.Х. римляне завоевали почти весь итальянский полуостров. В течение последующих 250 лет они расширили область своего господства на Грецию, Малую Азию, Египет, Францию (Галлию) и иберийский полуостров (Испания). При Августе они завоевали Германию и области на Балканах, а в конце 1века после Р.Х. она владели огромной империей, простиравшейся от Атлантического океана до Красного моря.

До римлян проживавшие в Италии этруски использовали для своих домов из кирпича-сырца кровельную черепицу из терракоты и уже экспериментировали с обожженными кирпичами для стенной кладки. Римляне заимствовали у них черепичную крышу с двумя видами черепицы – тегула (плоская черепица с загнутыми наверх краями) и имбрекс (пустотелая черепица с впадиной в верней стороне для отвода дождевой воды) — , похожие на сицилийскую черепичную кровлю эллинского периода.

Римляне, как и греки до них, пользовались для стен своих домов необожженными глиняными кирпичами; с 1-го тысячелетия до Р.Х. они стали использовать для городских домов также и обожженный кирпич. Полуобожженные кирпичи формата 440 х 290 х 140 мм применялись для стенной кладки в Ареццо. Впервые обожженный кирпич стал применяться в Римской империи на Сицилии и в Южной Италии. Возведенные при правлении Юлия Цезаря (49- 44 года до Р.Х.) городские стены Урбс Сальвии были сделаны из обожженных кирпичей формата 470-450 х 320-300 х 50-65 мм; кирпичи клались со швами шириной до 10-15 мм. В самом Риме во время правления Августа (27 г. до Р.Х – 14 г. после Р.Х.) при раскопках не было найдено обожженных кирпичей. Но в конце 1-го тысячелетия после Р.Х. обожженные кирпичи стали использоваться очень широко, и легионы создавали там, куда они приходили, кирпичные мастерские, разнося, таким образом, эту технику по всей Римской империи. И хотя, как представляется, греки, а не римляне, впервые стали использовать обожженные кирпичи и первыми принесли строительную керамику в Европу, то все-таки римляне способствовали распространению этой техники, полностью исчерпали возможности этого материала, создав при этом действительно выдающиеся строительные сооружения.

Ранние труды об обожженных кирпичах: Витрувий и другие.

Самый ранний труд об архитектуре в античные времена был сочинен римлянином Марком Витрувием Поллио. Но римляне были не первыми, кто писал об архитектуре; сам Витрувий упоминает в вступлении к седьмому тому своих трудов «Десять книг об архитектуре» целый ряд других произведений, все из которых уже утеряны. Таким образом, работа Витрувия представляет собой ценнейший источник по римской архитектуре и истории зодчества и являлась важным источником для других авторов того времени.

В Десяти книгах об архитектуре разбираются все аспекты, римского зодчества, начиная с обучения архитекторов, использования материалов, о разных видах, а также размещении орнаментов, планировании городов и создании военных объектов, вплоть до канализации и астрономии. Правда, Витрувий упоминает о кирпичах для стен и крыши только в пяти местах:
1) в строительных материалах, где описывается сушка глиняных кирпичей ;
2) при описании видов стенной кладки из глиняных кирпичей, где среди прочего объясняется кладка из высушенных на воздухе кирпичей ;
3) в главе о термах, где описывается применение квадратных кирпичных плит для сводов и полов, а также при строительстве систем нижнего подогрева ;
4) в разделе о сплошном поле; Витрувий описывает расположение кирпичей при кладке елочкой и использование для кладки полов больших кирпичных плит с длиной стороны размером в два фута ;
5) при описании методов, с применением которых должны штукатурится влажные места; Витрувий рекомендует пустотелые стены из кирпичей с длиной стороны в два фута (бипедалес) и подвесных полов с столбиками из кирпичей с боковой длиной в две трети фута (бессалес) . Кроме этих пассажей и коротких замечаний о преимуществах водопроводов питьевой воды из терракоты, вместо выложенных свинцом, Витрувий умалчивает об использовании кладочных кирпичей и других материалов из обожженной глины. Некоторые исследователи объясняют такую сдержанность временем возникновения этого произведения или даже рассматривают ее подтверждением тому, что обожженные кирпичи были неизвестны во времена Витрувия. Мы даже точно не знаем, когда Витрувий писал свои Десять томов. Сегодня делается предположение, что они были написаны между 30 и 20 гг. до Р.Х. В то время обожженные кирпичи еще были новинкой в Риме, но в Южной Италии, которую Витрувий, как доказано, хорошо знал, они применялись уже в течение нескольких столетий.

Монументальные сооружения облицовывались в Риме в эпоху Витрувия камнями, а вот обычные дома часто представляли собой каркас из деревянных брусьев, промежутки которого заложены адобом. Бетонные стены, пользовавшиеся все большей популярностью, обкладывались прямоугольными или напоминающими пирамидки блоками из туфа (мягкая вулканическая порода), располагавшимися в виде сетки с алмазной огранкой (opus reticularum – сетчатое строение) – не самая идеальная облицовка для фасадов, так как она была чрезвычайно ломкой.

Постепенно облицовка стенной кладки туфом сменилась облицовкой кирпичами. Так как этот метод был новинкой в Риме, это может служить предположительным объяснением сдержанности Витрувия, в результате которой он относился к ней скептически и концентрировался больше на том, что считал более оправданной техникой.

Хотя способ строительства из кирпича и стал признаком римского зодчества и хотя римляне и писали работы по всевозможным техническим деталям, все равно по этой тематике почти ничего нет – вследствие этого, что наши знания о римском зодчестве из обожженного кирпича опираются в своей большей части на археологические находки, дополненные информацией из надписей на монументах. Фрагментарность этих свидетельств очень затрудняет их толкование. Иногда на каком-нибудь кирпиче бывает нацарапано имя мастера, сделавшего его, иногда на стене нацарапано имя мастера, клавшего ее. От случая к случаю встречались конторские книги, по которым можно было узнать расценки. В Остии был найден даже список членов Коллегии, то есть гильдии. Археологи и историки собирали такие материалы в одном месте и реконструировали таким способом образ работы мастерской по обжигу кирпича и каменщиков в Римской империи. Однако, такие реконструкции остаются в большей части спекулятивными, и в них до наших дней существует много пробелов.

Производство кирпичей в Римской империи.

Во 2 веке после Р.Х. производство кирпичей стало очень дифференцированным промыслом. Это была одна из немногих отраслей, куда вкладывала деньги аристократия, так как они приносили значительную прибыль. Наиболее хорошие свидетельства производства кирпичей были получены из Рима и расположенного неподалеку портового города Остия. Они помогли историкам создать точный портрет этой отрасли. В Остии, как и в самом Риме землевладельцы использовали свою землю, очевидно, для создания производства кирпичей, чтобы покрыть постоянно растущий спрос, а кирпичные мастерские считались ценным вкладом денег. За обжигом кирпичей наблюдали оффицинаты, возглавлявшие мастерские. Правовые отношения между оффицинатами и соответствующим землевладельцем до сих пор не выяснены. Вполне возможно, что оффицинаты брали землю в аренду или же были служащими землевладельца. Ясно то, что оффицинаты были свободными или отпущенными людьми – статус, которого, скорее всего, не имели простые рабочие. Как и все другие тяжелые работы в Риме, резка и разминание глины и прессование кирпичей производились рабами; в пограничных районах Римской империи за это отвечали легионеры.

Первые обожженные кирпичи в Риме были плохого качества, потому что для них использовалась неподготовленная глина; кирпичи давали усадку. Поэтому позже стали добавлять песок.В своем труде об изготовлении глиняных кирпичей Витрувий писал: «Кирпичи должны формоваться весной или осенью, чтобы они высыхали равномерно… так как солнце досрочно высушивает наружный слой, и кирпич производит впечатление уже сухого, в то время как середина еще не высохла». Подобный метод применялся и в случае с обожженными кирпичами.

Научные исследователи так еще и не пришли к единому мнению о формовании кирпичей. Обожженные кирпичи делались стандартных размеров, но их форма редко была одинаковой. Это склонило некоторых ученых-исследователей к предпосылке, что при изготовлении кирпичей от полосы умятой глины при помощи ножа отрезались кирпичи правильной длины. Однако большинство мастеров по изготовлению кирпича считают этот метод непрактичным. Наиболее вероятно, что на подложку из соломы ставилась открытая деревянная форма, которая набивалась влажной глиной; перед заполнением форма погружалась в воду, чтобы легче было достать заготовку. Этот так называемый «метод затирания с водой» дает кирпичи, которые выглядят так же точно, как и римские, имеющие на одной стороне шероховатую поверхность. Разница в размерах объясняется разным размером формовочных ящичков и разным составом смеси, влияющим на усадку при сушке и обжиге.

Форматы кирпичей.

Римляне пользовались прямоугольными, плоскими кирпичами. Витрувий различает три вида: лидийские кирпичи, длиной полтора и шириной один фут; пентодорон, с боковой длиной в пять ладоней; и тетрадорон – с боковой длиной в четыре ладони (дорон означает по-гречески «ладонь»). Плиний повторяет, ссылаясь на Витрувия, более или менее то же самое, но приводит размеры в римских футах и дюймах и использует вместо лидиона дидорон. Только у Витрувия и Плиния название «лидийский кирпич» связано с римлянами, а пентадорон и тетрадорон с греками. Оба автора ссылаются при этом на необожженные глиняные кирпичи. При различении обожженных кирпичей историки архитектуры должны ориентироваться на противоречивые и фрагментарные данные из надписей и конторских книг.

Самый маленький римский строительный кирпич – бессалис, слово произведено от латинского слова «бес», две трети единицы, причем единицей при этом является римский фут (29,5 см). Следовательно, бессалис – это кирпич с боковой длиной около 20 см; его толщина составляла около 45 мм. Витрувий пишет, что кирпичи такого размера использовались для пилае римских терм (купален), т.е. для облицовки несущих подогревавшихся полов теплых бань низких столбиков. Вообще-то, бессалес использовались очень широко, и их можно часто встретить разрезанным на куски при оформлении фасадов.

Педалис был величиной в квадратный фут, он соответствует, тем самым, упомянутому у Витрувия и Плиния тетрадорону. Название педалис заимствовано из раздела (De fictilibus – О глиняных изделиях) эдикта Диоклетиана о предельных границах цен и заработной платы. Мы не знаем, как сильно был распространен этот вид кирпича в Риме, но так как размер черепицы и обычных кирпичей измерялся явно в футах, вполне понятно, что имелись кирпичи с боковой длиной в один фут. Все педалис использовались для пилае и опорных столбиков купален, или же их разрезали на маленькие куски. Сохранившиеся находки несколько меньше по размеру и в среднем на пару миллиметров толще, чем бессалес.

Витрувий упоминает два других, более крупных вида квадратных кирпичей, сесквипедалис – в полтора – и бипедалис – в два фута боковой длины. При этом речь идет о сравнительно крупных кирпичах, почти плитах, и Витрувий указывает, что они использовались для полов отапливаемых бань. Эти плиты были не только больше, они соответственно были толще, чем оба маленьких кирпича. Сесквипедалес достигал в размерах по квадрату 443 мм, а закругленные экземпляры были толщиной до 50 мм. Двухфутовые кирпичи достигали по квадрату 590 мм; имелись экземпляры, достигавшие до 750 мм боковой длины. Их толщина составляла около 60 мм, и они использовались для арок, для выравнивающих слоев при кладке слоями и (поделенные на треугольники) для облицовки кирпичной кладки с заполнением из литого бетона. При весе до 65 кг бипедалис не годились для повседневного использования.

Прямоугольный кирпич (обычно называемый археологами лидион – лидийский кирпич) – простой римский строительный кирпич; его размеры составляют 400 х 280 х 40 мм. По размерам он похож на минойский кирпич (который был, правда, в два раза толще); очевидно он этрусского происхождения.

Насколько разумны такие названия кирпичей? Какими бы удобными ни были эти ясные категории – нет доказательств тому, что у римлян было повсеместно распространено название лидион, или что размерам кирпичей придавалось должное внимание. Каждая коллегия следовала, очевидно, своим собственным правилам, а на практике видно, что с течением времени кирпичи становились все тоньше, а швы между ними все толще; поэтому одни только размеры не являются убедительным доказательством происхождения.

Клейма на кирпичах.

Последней операцией перед обжигом было нанесение клейма на верхней стороне заготовки. Но, как кажется, клеймились не все кирпичи, а только последний или определенный кирпич одной партии для облегчения подсчета. Римские кирпичные клейма встречались постоянно с самого начала археологических исследований в 18 веке, но лишь в 19 веке началось их систематическое изучение. Составлялись и публиковались каталоги, на базе которых кирпичи сравнивались между собой и удавалось датировать отдельные экземпляры. Кирпичные клейма различались по размеру и содержанию. До конца 1-го тысячелетия они оформлялись сравнительно просто, часто ограничиваясь инициалами. Во 2-ом тысячелетии, при цезаре Траяне (98-117 гг.), клейма становились все сложнее и стали содержать имя землевладельца, руководителя бригады и дату. Текст часто бывал в рамке, например, круге.

Обжиговые печи.

После того, как кирпичи клеймились и высушивались, их можно было обжигать. Вероятнее всего большинство римских кирпичей обжигалось в печах. Однако для той эпохи не было найдено никаких признаков полевых обжиговых печей. В то время было раскопано довольно много римских обжиговых печей; и они дали возможность составить точное представление о методике обжига. Так как римские кровельные и кладочные кирпичи сильно походили друг на друга по размерам и форме, вполне вероятно, что в большинстве случаев использовались те же самые обжиговые печи, да и кирпичи, кровельные и для кладки стен, обжигались совместно. Римские обжиговые печи были двухэтажными. В нижней части разводили огонь, который шуровался снаружи. На перфорированное дно выше клались обжигаемые вещи; через отверстия удалялись появляющиеся газы. Хотя у верхней части и не было крышки, но были высокие стенки, накапливающие тепло. Эти стенки, как правило, не сохраняются. Кирпич-сырец укладывался в печи слоями и затем накрывался кирпичным боем для защиты от дождя. Доступ ко второму этажу был через дверку в боковой стенке; очень часто обжиговые печи строились на склонах, Так что их можно было загружать сверху.

Римские обжиговые печи были круглыми или прямоугольными. Долгое время считалось, что обжиговые печи для кирпичей были прямоугольными, так как благодаря такой форме удавалось лучше укладывать в штабели строительные и кровельные кирпичи, а обжиговые печи для керамики были круглыми. Однако раскопки в Южной Италии показали, что римляне использовали круглые обжиговые печи для обеих видов. Римские обжиговые печи работали как правило на дереве, но иногда использовался также уголь.

Римская архитектура из обожженных кирпичей.

Многие, хотя и не все монументальные сооружения из обожженного кирпича, сохранившиеся из периода Римской империи, изначально снабжались штукатуркой или облицовывались мрамором. Во время правления Августа почти не было декоративной кладки. Как это часто бывает с инновациями, и здесь прошло какое-то время, пока обожженный кирпич был принят без штукатурки и пока не претворились в жизнь новые технологии. Во 2-м тысячелетии после Р.Х., однако, в Риме возникли сооружения с изысканной декоративной кладкой из обожженного кирпича.

Самый простой тип стены из обожженного кирпича – стена из массивного кирпича; этот тип был сравнительно редким в римской архитектуре и встречался при тонких стенах в толщину обожженного кирпича (45 см и меньше), а также при кладке оконных и дверных проемов. Массивные стены из обожженного кирпича встречаются так редко, что для этого способа не использовалось правильное латинское название. Опус тестацеум, что озвучит приблизительно как «стенная кладка из обожженного кирпича», представляет собой в действительности бетонную стену, всего лишь облицованную обожженным кирпичом. Этот способ строительства, а именно: кирпичная кладка с заполнением из литого бетона и последующей облицовкой обожженными кирпичами был самой широко распространен-ной техникой в Римской империи. С наружной стороны обожженные кирпичи кажутся прямоугольными, но для облицовки фасадов они специально обтесывались. Сначала кирпичи разделяли на половинки, при этом они оставались более или менее прямоугольными, позднее перешли к разделению более крупных кирпичей на треугольники и укладыванию их в стену длинной стороной наружу. Бессалис, например, как правило, разделялся на половинки. В стенной кладке, таким образом, видимая сторона кирпича была длиной 282 мм. Из сесквипедалиса получалось четыре кирпича с длиной бока 443 мм, а из бипедалиса удавалось получить до восьми кирпичей длиной 425 мм. Чтобы края кирпичей были ровными, их обрабатывали пилой.

Опус цементициум, так называлась изобретенная римлянами бетонная кирпичная кладка. Бетон – смесь из сухого строительного раствора и вяжущих материалов (песка, гравия, крошки и шлаков). Римляне использовали известковый раствор. Известь получалась из известняка, пережигалась в печи при температуре около 1000 градусов Цельсия, затем смешивалась на строительной площадке с водой и гасилась. Витрувий и Плиний оставили нам довольно подробные описания. Хотя римляне были не первыми, кто начал использовать известковый раствор, но они уже тогда поняли, что он обладает свойством связывания щебня, что позволяло получать хороший строительный материал, а именно бетон.

Вторым крупным новшеством римлян была добавка в раствор пуццолана. Пуццолан – типичное гидравлическое вяжущее, схватывающееся и твердеющее под водой, тем самым, хорошо подходящее для строительства мостов и портовых сооружений. В смеси с известковым раствором оно делает его более стойким. Римляне открыли, что вулканический пепел из региона Поццуоли обладал именно таким воздействием. Пуццолан получил свое название по этому региону; этим понятием называются с тех пор все гидравлические вяжущие средства. Таким же образом можно использовать кирпичную пыль, и римляне часто добавляли ее в раствор.

Стены, наполненные бетоном и обломками камней, возводились очень быстро. Часто применялась деревянная опалубка, которая удалялась после высыхания бетона. Технику опалубки римляне применяли, главным образом, при строительстве сводов и куполов , а стены все чаще облицовывались строительными кирпичами. Облицовка делалась чаще всего блоками из туфа, располагавшимися узором (опус ретикулатум), похожим на алмазную огранку. Туф, легкая вулканическая порода, очень похож на кирпичи, то есть, хотя можно было бы использовать и обожженные глиняные блоки, нет никаких свидетельств тому, что они использовались для опуса ретикулатум.

Последний тип римской стенной кладки – опус максимум (слоистая кладка), понятие, не означающее ничего другого, кроме того, что стена складывалась из слоев разных материалов, обычно чередовались слои кирпича и камня. Каменный фасад включал в себя полосы из обожженных кирпичей, идущие на всю глубину стены.

При всех этих видах стенной кладки необходимо подчеркнуть, что кирпичи, как правило, резались, то есть с ними обращались как с камнями. Поставляемые на строительную площадку из обжиговой печи кирпичи рассматривались просто как блоки, которые перед укладкой в стену можно было делать более маленькими на строительной площадке.

Прекрасно сложенную кладку из обожженного кирпича римляне украшали всевозможными маленькими фигурами; иногда они использовали – как вавилоняне — сужающиеся к одному концу кирпичи, в результате чего видимая сторона шва выглядела тоньше. Много внимания они также уделяли конечной обработке швов; после завершения кладки наносился еще один слой раствора, техника, которую мы называем дополнительным заполнением швов. Сетка швов должны была выглядеть по возможности плоской; но иногда делались скошенные швы и вогнутые.

Наиболее впечатлительным, сохранившимся до наших дней примером декоративной архитектуры из обожженного кирпича является рынок Траяна, построенный в период правления кесаря Траяна (98-117 гг. после Р.Х.), то есть почти сто лет спустя после Августа и Витрувия, он был построен около западного крыла Квиринала. Он соответствовал современному торговому центру с сотнями лавок на нескольких уровнях, до которых можно было добраться по аркадам и переходам. Весь комплекс походил на большой полукруг, который зеркальным образом замыкал расположенный на противолежащей стороне форум Траяна. В смотрящем в сторону форума фасаде на первом этаже находились лавки и аркадный ход на верхний этаж, где можно было попасть в другие лавки. Фасад был украшен пилястрами и фронтонами из обтесанного обожженного кирпича, а также капителями и оконными проемами из мрамора.

Становление портового города Остия приходится на эпоху расцвета архитектуры из обожженного кирпича. Почти все здания Остии были из обожженного кирпича, на многих были изысканные орнаменты из обтесанных кирпичей, но, к сожалению, сохранилась всего лишь незначительная часть таких украшений. Наиболее впечатлительные примеры декоративной архитектуры из обожженного кирпича остались на нескольких сохранившихся фасада лавок, главным образом на фасадах универсальных магазинов Хорреа Эпагатиана и Эпафродитиана, построенных Эпагатом и Эпафродитом, отпущенными на свободу рабами с Востока. Их имена нацарапаны на таблице над входом. Фасад состоит из тщательно обрезанных обожженных кирпичей, соединенных между собой тонкими швами раствора. Когда-то на этом здании были еще два этажа, которые, скорее всего, были украшены таким же образом.

Зодчий Хорреа Эпагатиана был членом фабри тигуарии, гильдии плотников, насчитывавшей около 350 членов, главным образом, отпущенных на свободу рабов. Гильдии давали определенную защиту и безопасность. Но главнее было то, что коллегия осуществляла контроль за проведением строительных работ. В каждой гильдии господствовала строгая, почти военная дисциплина и были строгие правила. При помощи гильдий легче удавалось организовать сонмища рабочих, которые требовались для большой строительной площадки.

Эпоха расцвета декоративной римской архитектуры пришлась на второй век после Р.Х. Универсальные магазины в ости были построены именно в эту эпоху, равно как и сооружение, получившее в 17 веке название «храм Редикула». В новейшие времена его стали называть «Гробницей Аннии Региллы» (супруги Ирода Аттика), так как он находился рядом с виллой Ирода на Аппиевой дороге. Но и это можно оспорить. Строение, находящееся сегодня в частном саду, расположенном в боковой улочке, сложено очень интересным образом: там тщательно комбинировались обожженные кирпичи двух цветов. Фасад сложен из светло-желтого обожженного кирпича, в то время как декоративные детали сложены из красного кирпича. Римская кирпичная промышленность производила в то время специально изготовленные декоративные элементы, использовавшиеся вместе с обтесанными обожженными кирпичами. К концу 2-го века начался упадок кирпичной архитектуры.