Back to top

Обожженный кирпич и вода.

Римляне использовали обожженный кирпич наряду с бетоном также для общественных инженерных сооружений, среди всего прочего для акведуков, мостов или купален, которые относились к наиболее крупным и дорогим конструкциям из обожженного кирпича.

Акведуки появились в Риме, начиная с 312 г. до Р.Х., однако, арочные, похожие на мосты конструкции пришли из более поздней эпохи. Один из старейших акведуков, Аква Марция (114 г. до Р.Х.), был построен из камня (или, по крайней мере, облицован камнем). В 1-ом столетии обожженный кирпич, как строительный материал, занял первое место перед камнем, может быть из-за того, что производство обожженного кирпича стало промышленностью массового производства. Останки Аква Клаудиа (построен в 38-52 гг. после Р.Х.) можно увидеть еще сегодня за Порта Маджоре (Большими воротами) в Риме (сами — часть акведука).

Акведуки служили в Римской империи для снабжения городов водой. Вода накапливалась в цистернах, которые часто также строились из обожженного кирпича, и шла дальше по свинцовым или глиняным трубам. Витрувий рекомендует трубы из терракоты, которые, как он подчеркивает, являются более здоровыми, чем из свинца, который может привести к отравлениям. Трубы изготовлялись из обожженной глины; они делались коническими, поэтому их было легко вставлять друг в друга, и уплотнялись известковым раствором.

Прокладывались также подземные сточные трубы для дождевой воды, из которых, правда, сохранились лишь немногие образцы. Водостоки из терракоты отводили в них дождевую воду с крыш. Останки подобных сооружений римского времени сохранились в Эфесе, Помпеях и Геркулануме. Подробное описание конструкций и их обслуживании находится в работе Фронтиния Де аквис.

Римляне обладали настоящим пристрастием к купальням, для которых во всех римских городах использовалось наибольшее количество воды. Римская купальня состояла из множества помещений с бассейнами, которые постоянно наполнялись чистой водой, то есть, постоянно опустошались и снова наполнялись. Очень хитроумной была также система обогрева: помещения и бассейны подогревались теплым воздухом при помощи системы обогрева пола и стен (гипокаустум, от греческо-латинского понятия гипокаустум, обогрев снизу).

В подвалах купального сооружения находилась огромная центральная печь, которая топилась рабами; топливо поставлялось по коридорам. Горячий воздух подавался через пустотелые пространства в полу. Опоры, на которые опирался пол, были поэтому жаростойкими и огнеупорными. Идеальным материалом для этого была обожженная глина, а бессалис был специально изготовленным для этого кирпичом. Из кирпича бессалис над мощеным полом клались опоры с Толстыми швами из раствора, на которые клались плиты из кирпичей. Эти плиты несли на себе сплошное покрытие из бетона, а бетон покрывался изысканными мозаиками, создававшими пол водного бассейна.
Пустотелое пространство под полом являлось, однако, только одной частью отопительной системы. Горячим воздухом обогревались через систему каналов из пустотелых кирпичей с разделительными линейками также задние стороны стен. Имелось несколько типов подобных кирпичей:

  • коробчатые кирпичи, которые находили, главным образом, в Остии;
  • полукоробчатые кирпичи;
  • квадратные кирпичи с зубчиками или бугорками (тегулэ маматэ) на четырех углах. Примеры подобных бугорковых кирпичей, создающих полое пространство около 75-80 мм, были найдены при раскопках в доме Джулии Феликс в Помпеях;
  • простые кирпичи длиной 55-80 мм с керамическими приспособлениями, через которые шли гвозди, которые крепили кирпич к стене.

Подобная система применялась для потолков, свод которых складывался из изогнутых кирпичей. В большинстве случаев это были простые керамические трубы, которые клались в раствор и заливались, однако, встречаются находки прямоугольных кирпичей, даже пустотелых клиновидных кирпичей, которые изготовлялись специально для этих целей.

Арки и своды.

Кирпич. Античные миры 3Наиболее важной технической новиной римлян была арка из клинообразных кирпичей. Арки из обожженного кирпича были известны с самых начал строительного искусства, и ее форма появилась в результате сходящихся на конус швов. В то же время конструкция арок с клиновидными кирпичами являет собой – новое изобретение, возможно этрусского или греческого происхождения. Несмотря на все это, арки строились в основном их природных камней. Применение обожженных кирпичей было настоящим вызовом зодчему.

Для создания каменных арок с равномерной толщиной швов использовались, как правило, обтесанные клином камни, стабилизировавшие конструкцию. И хотя римляне и строили арки из обтесанных клином природных камней, все-таки, большинство римских арок было сложено не из природного камня, а из обожженных кирпичей – из двух больших, бипедальных кирпичей, поставленных на ребро; сходящиеся на конус (конические) швы делались из раствора. Иногда было достаточно одного кольца, но часто строились два или больше колец одно над другим, чтобы придать арке больше устойчивости. При помощи клиновидных швов арки конструировались очень просто. Большие, плоские кирпичи, которые обычно применялись римлянами, было трудно делать клиновидными, – в отличие от природного камня, который поддавался обтесыванию. Альтернатива заключалась в том, чтобы помещать кирпичи еще до обжига в коническую форму. Поэтому такие формы готовились по размеру, учитывающему соответствующую ширину пролета арки, как это имело место при строительстве Колизея.

Кирпич. Античные миры 4Колизей или амфитеатр Флавиев, как его называли с самого начала, был начат строительством цезарем Веспасианом (время правления 69-79 гг.) и завершен в 80 г. после Р.Х. его сыном Титом (время правления 79-81 гг.). Название Колизей появляется впервые у Беды Венерабилиса (около 673-735 гг.), цитирующего старое пророчество: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; если Колизей падет, падет и Рим; но если падет Рим, падет и весь мир».

Колизей был первоначально полностью облицован мрамором из Травертина, который впоследствии был снят в средние века и в эпоху Ренессанса и использован для строительства других зданий. Основная конструкция сооружения состояла из бетона, который был облицован внутри обожженными кирпичами и туфом. Для минимизации веса массивного сооружения и максимизации доступного для прохода пространства была создана особая конструкция. Ядро сооружения пронизано арками и сводами, передающими давление вниз.

Колизей представляет собой эллиптическое сооружение длиной 188 м, шириной 156 м и высотой 50 м. В него входили через арку высотой 80 м, и затем по лестницам и проходам на зрительские трибуны.

Все арки обладают определенной глубиной, однако, наиболее глубокие арки называются сводами. Римские своды – как и все своды Колизея – строились из бетона. Благодаря его упругости, этот материал можно было использовать для конических структур и крестовых сводов – более простой метод по сравнению с обтесыванием камней или формованием кирпичей в особых формах. Многие своды Колизея сходятся на конус. Бетон заливался в деревянную опалубку, что делало создание подобных форм довольно простым делом. Обожженный кирпич, в то же время, использовался для строительства простых арок, а также для того, чтобы придать сооружению особую устойчивость. Французский историк Шуази пишет в своем произведении о римском зодчестве, созданном в 1873 году, об использовании обожженных кирпичей для ребер крестовых сводов римского Палатина – что указывает на более позднее использование ребер для крепления готических арок.

Применение обожженных кирпичей при строительстве куполов.

Так как римляне усовершенствовали строительство арок из клиновидных кирпичей, можно предположить, что при строительстве куполов они пользовались похожими приемами. И действительно, имелись сложенные из обожженных кирпичей купола, однако наиболее ранние римские купола отливались из бетона и не имели ничего общего с кирпичными арками, появившимися в то же время в других местах. Самым интересным из куполов был купол Пантеона, построенный между 118 и 128 гг. после Р.Х. при цезаре Адриане.

Пантеон представляет собой гигантское помещение высотой 50 м и шириной 43 м, которое поддерживает купол диаметром 43 м. Крепкие ограждающие стены образуют цилиндр, прерываемый через регулярные промежутки нишами, а сам цилиндр накрыт составленным из кессонов (кассет) куполом. Окна отсутствуют, правда, имеет круглый проем (окулус) в центре купола. Купола такого диаметра больше не строились в течение последующих 1500 лет. Купол Пантеона больше по размеру, чем купол собора св. Петра и церкви Ая-София (собор св. Софии) и любые другие купола, сооружавшиеся до изобретения конструкции железного скелета. Пантеон до наших дней является одним из великолепнейших сооружений человечества.

Его купол сделан не из обожженного кирпича, а из бетона, хотя кирпич играл значительную роль при строительстве барабана, сооружения под куполом. Видимые снаружи кирпичи за небольшими исключениями не прямоугольные, как это кажется; скорее прямоугольные кирпичи резались на треугольники и клались длинной стороной наружу. Стены также не такие массивные, как это кажется. Толщиной 6,05 м (20 римских футов), стенная кладка на основе выбранных ниш и на основе высоких, недоступных пустот между нишами сужается к низу; тем самым, уменьшая вес и нагрузку на фундамент. Вес купола передается через разгрузочные арки на массивные опоры между пустотами. Эти разгрузочные арки сложены из кирпичей – из двух колец кирпичей бипедалис и одного кольца из бессалес. В то время как вершина этих арок и их основание на внутренней и внешней сторонах находятся на одном уровне, своды, которые они образуют, значительно сложнее, чем это кажется с первого взгляда – они сходятся на конус. Разгрузочные арки, хотя и кажется, что они произвольно встроены с структуру стен, имеют огромное значение для статики; они являются единственными массивными кирпичными элементами кладки.

После сооружения Пантеона бетонные купола, очевидно, вышли из моды. Новая тенденция привела к сооружению массивных, сложенных из кирпича куполов византийской эпохи. В начале этого развития стояло добавление ребер из обожженного кирпича внутри бетона, которые можно сравнить с ребрами римских бетонных арок. Одним из наиболее ярких примеров этого типа конструкций является купол храма Минервы Медика середины III века. Эти ребра служили, скорее всего, для устойчивости купола, а не для экономии на кружалах. Насколько эффективным был этот метод строительства, показывает то, что купол не разрушился даже тогда, когда уже разрушилась большая часть заполнителей между ребрами.

При строительстве куполов в более позднее время вместо бетона все больше применялся обожженный кирпич, скорее всего под влиянием византийской архитектуры. Шуази приводит в своем произведении Строительное искусство римлян многочисленные примеры куполов из обожженного кирпича, среди них мавзолей Диоклетиана в Сплите и мавзолей Галерия в Салониках. Кирпичи мавзолея в Сплите накладывались слой за слоем над арками для повышения устойчивости. В других случаях для уменьшения веса куполов применялись глиняные кувшины и пустотелые трубы — метод, который, как мы увидим, был типичным для византийской эпохи.

Обожженный кирпич в византийскую эпоху.

В 330 г. после Р.Х. кесарь Константин перенес столицу своей империи из Рима в Константинополь, сегодняшний Стамбул. Созданная им Восточная Римская империя существовала долгое время после падения Рима и наступления на итальянский полуостров северных племен – до 1453 года.

Обожженные кирпичи изготавливались в Византийской империи так же, как и в Риме. Людей, делающих кирпичи, называли в рукописях остакариори (работающие с глиной) или керамопойои (производители обожженного кирпича). Обжиговые печи были круглыми или прямоугольными, и строились так же, как и римские печи – с шуровочными отверстиями в нижней части и перфорированным дном над ними; они также топились дровами или углем. Кирпичная мастерская в монастыре Лавра на горе Афон находилась на побережье для облегчения доставки обожженных кирпичей. Спрос на кирпичи был огромный, таким образом, кирпичники также пользовались спросом.
Феофан сообщает, что для строительства нового акведука в Константинополе в 766/767 гг. туда было доставлено 500 остакариори из Греции и 200 керамопойои из Фракии.
Ранневизантийские производители кирпичей следовали при маркировке своих кирпичей римским образцам, но, как и поздние римские клейма, византийские также содержат очень мало информации. Примеры клейм для кирпичей за пределами Константинополя встречаются очень редко, а сама практика клеймления произведенных в городе кирпичей, как кажется, полностью исчезает в ХI веке. Византийские мастера, как и их римские предшественники, делали прямоугольные кирпичи. Стандартный размер с длиной стороны 320-360 мм основывался, очевидно, на римских кирпичах педалес; ширина кирпичей составляла 35-50 мм. Кажется, что с течением времени этот формат почти не менялся; поэтому формат кирпичей не годится для датировки находок.

Непонятно также, являлась ли кладка обожженных кирпичей в византийскую эпоху самостоятельным ремеслом – во всяком случае, в документах нет никаких сведений об этом. Ранние иллюстрации Библии о строительстве Вавилонской башни показывают рабочих с мастерками в руках; обожженные кирпичи подносились в ведрах по деревянным строительным лесам; другие рабочие с длинными кирками гасят известь в деревянных корытах и заливают раствор в похожие емкости. Книга Эпарха, приводящая подробные сведения о существовавших в Х веке в Константинополе гильдиях ремесленников, показывает также, что строительная отрасль строго регламентировалась. Строители-ремесленники имели право работать только на одной стройке, и они в течение 10 лет после окончания работ несли ответственность за дефекты, допущенные ими при кладке обожженного кирпича. Книга констатирует также, что каменщики должны были обладать специальными знаниями – а именно, они делились на тех, «кто кладет купола и своды из обожженного кирпича, они должны работать с тщательностью и обладать большим опытом, чтобы фундаменты были устойчивыми, а здание прямым и равномерным».

На первый взгляд византийская кладка имеет много общего с римской кладкой стен – но, в то время как римляне применяли обожженный кирпич только для облицовки бетонных стен, в византийской империи строились массивные стены из обожженных кирпичей. Иногда византийские стены клались в виде опус микстум (смешанная работа), то есть, сменяющимися слоями из природного камня и обожженного кирпича, но чаще применялись просто обожженные кирпичи. Мы не знаем причины перехода от бетонных стен к массивным стенам из обожженного кирпича. Может быть, римские поселенцы не доверяли прочности раствора в том случае, когда пуццолановая земля бралась из незнакомых им источников, но, вполне возможно, что на них оказывали влияние восточные традиции зодчества. Во всяком случае, эта новая ориентация наложила свой отпечаток на дальнейшее развитие архитектуры.

Особенностью византийской кирпичной кладки были горизонтальные швы раствора, которые по толщине не уступали самим кирпичам, в то время как вертикальные швы достигали по толщине часто нескольких миллиметров. Эффектом этой подчеркнутой в горизонтальном плане сетки швов были сильно расчлененные стены. Для достижения подобного воздействия в Х веке были изобретена новая техника кладки, при которой обожженные кирпичи в каждом втором слое смещались назад и полностью штукатурились, так что создавалось впечатление, что стена состоит только из половины кирпичей, из которых она имелась в действительности, и что кладка делалась с чрезвычайно широкими швами. Подразумевалось, что такая техника позволяла легко перерабатывать в кладке каменную крошку, но основной мотив при этом был скорее эсте-тический.

Раствор изготовлялся из гашеной извести. Часто в него добавлялась кирпичная пыль, которая вызывала не только его розовую окраску, хорошо гармонирующую с обожженным кирпичом, но и делала его похожим на пуццолановую землю; неясно, правда, догадывались ли мастера тогда об этом эффекте. Иногда для заполнения швов на видимой стороне стены использовался более тонкий раствор для лучшего заполнения швов (сегодня это называется полным заполнением). Края возникавших таким образом швов часто процарапывались острым инструментом для швов, иногда с помощью линейки. В еще свежие швы вдавливали также веревки, чтобы отпечатать на них ее узор. Оба вида техники работы придавали кладке равномерность.

Византийские мастера не только практиковали новые методы работы, они проявляли также массу фантазии при создании декоративных видов кладки. Толстые стены и толстые швы создавали огромное простор для творчества. Были очень распространены узоры из клиновидных обожженных кирпичей; сложные декоры состояли из изогнутых кровельных кирпичей. Обожженные кирпичи клались, кроме того, двумя расположенными друг над другом слоями, попеременно наискосок друг к другу, так что создавался рисунок вертикальной или горизонтальной елочки, зигзага или шахматной доски. Ранневизантийское кирпичное зодчество было сравнительно простым; позднее разнообразие узоров кладки увеличилось и стало отличаться от региона к региону и от од-ного зодчего к другому.