Back to top

Купол Ая-Софии

В соответствии с легендой кесарь Юстиниан при виде Ая-Софии, поручение о строительстве которой было отдано им лично, вскрикнул: «Да будет славен Бог, который счел меня достойным воздвигнуть это сооружение. Соломон, я превзошел тебя». Вне всякого сомнения, Юстиниану вместе с его архитекторами Антемием фон Траллес и Исидором Старшим из Милета удалось создать величественное сооружение, которое сегодня вызывает не меньше восхищения, чем почти 1500 лет назад. Менее известен тот факт, что Ая-София была полностью построена из обожженных кирпичей.

Кирпич. Античные миры.5Многое из того, что известно нам сегодня из истории Ая-Софии, заимствовано из Наррации, анонимного произведения, появившегося через два или три столетия после сооружения базилики. В нем приводится цитированное выше изречение Юстиниана и подробно сообщается о строительных работах. Мы узнаем, что две, состоящие каждая из 5000 рабочих, бригады, каждая из которых руководилась пятьюдесятью мастерами, были заняты строительством; обе бригады соревновались друг с другом за скорость. Проект базилики был, якобы, передан Юстиниану ангелом, так говорится в Наррацио (Повествовании). Раствор для фундаментов представлял собой кашу из ячменных зерен, смешанных с корой вяза. Еще более важным является для нас сообщение о том, что для купола изготовлялись специальные обожженные кирпичи. Они ввозились с острова Родос и были такими легкими, что 12 штук таких кирпичей весили столько же, сколько весил один обыкновенный обожженный кирпич. В Наррацио сообщается далее, что после каждого двенадцатого обожженного кирпича в купол закладывались реликвии, что сопровождалось молитвами.

Длина обожженных кирпичей для стенной кладки составляла около 375 мм, а толщина – 40-50 мм; позднее обожженные кирпичи стали уже и толще. Кирпичи для арок были совершенно другого формата: их боковая длина составляла 700 мм, почти такая же, как у римских бипедалес, вполне возможно, что они использовались вторично и их вынимали из римских построек. Обожженные кирпичи, как правило, не резались, за исключением кирпичей для проемов, как это делалось у римлян. Их клали в известковый раствор со швами толщиной 50-60 мм, так что швы были шире самих кирпичей. Таким образом, раствор играл важную роль для устойчивости стен. Стенная кладка не заполнялась бетоном, как это было принято у римлян, она состояла, главным образом, из непрерывных рядов обожженного кирпича, в раствор добавлялась кирпичная пыль и обломки кирпичей. Кирпичная пыль играла ту же роль, что и пуццолан, в то время как мелкая кирпичная крошка заменяла песок.

Строительство купола было настоящим шедевром строительного мастерства. Оба человека, которых Юстиниан назначил архитекторами, славились, главным образом, как математики; оба публиковали книги по математике. Гениальная идея системы куполов и колонн, отводящих нагрузки от главного купола, вне сомнения появилась у них. Сегодняшний купол был построен позже. Толщина стен первоначального купола составляла, очевидно, около метра (приблизительно полтора обожженных кирпича); очевидно кирпичи клались лучами на деревянные леса. Хотя подобный купол можно было бы построить и без лесов, было бы чрезвычайно трудно построить рабочую платформу и стойку для наложения слоев обожженных кирпичей – стоячие леса являются наиболее очевидным решением. Второй купол, построенный после землетрясения, был похож на первый купол, правда, он был выше; из Наррацио нам становится известно, что у него были более легкие кружала, которые не снимались целый год.

Равенна и кирпичные строения Западной Римской империи поздней эпохи.

Нигде больше разница между средневековым и римским каменным зодчеством не бросается в глаза так, как на примере Сан Витале в Равенне. Здесь были скомбинированы римская и византийская техника строительства и разработаны новые, более крупные формы обожженного кирпича, характерные для Средних веков.

Церковь Сан Витале была построена в 526-537 гг. Юлианом Аргентарием. Стенная кладка кажется с первого взгляда римской: длинные и узкие кирпичи с узкими вертикальными и более толстыми – 20 – 50 мм горизонтальными швами. При более внимательном рассмотрении она начинает скорее походить на византийскую, так как стены полностью состоят из прямоугольных кирпичей (340 х 510 х 35-45 мм). Карниз состоит из пяти слоев, два из которых выполнены в виде зубчиков пилы. В плане церковь восьмиугольная и завершается полукруглым куполом. Переход к куполу образуется вогнутыми нишами, частично со сводами. Сам купол сложен из обожженного кирпича; его вес уменьшается в результате того, что во внешний слой при помощи известкового раствора вмонтированы амфоры (глиняные кувшины для вина).

Кирпич. Античные миры 6На расстоянии нескольких метров, в саду Сан Витале, находится строение совершенно иного характера: так называемый Мавзолей Галла Плачидиа. Он состоит из квадратного центрального блока с четырьмя одинаковыми по размерам лучами в форме греческого креста. Кладка кирпичей похожа на средневековую (с более или менее одинаковыми стыковыми и продольными швами); кирпичи со средним форматом 300 х 150 х80 мм значительно толще римских кирпичей; размеры некоторых составляют даже 430 х 250 х 100 мм. Отдельные слои кладки не имеют какой-то определенно перевязки. Интерьер мавзолея состоит из пересекающихся друг с другом цилиндрических сводов и центрального купола; арки выполнены из более узких обожженных кирпичей, свод купола – из концентрических горизонтальных слоев; здесь также применялись глиняные кувшины для сокращения веса.

Идея интеграции в купол глиняных тел с пустотами была заимствована также при строительстве баптистерия ортодоксов (правоверных). Здесь купол построен с использованием специально изготовленных тонких, рифленых трубок из терракоты, уложенных концентрическими, горизонтальными рядами и покрытых затем штукатуркой. К сожалению, на фасаде стенная кладка почти не сохранилась, особенно в верхней части, декоративные аркады которой из обожженного кирпича под карнизами в средние века были, скорее всего, частью более высокой конструкции. Их довольно долго считали ранним пр-имером членения стен подобного типа.

Построенный Теодорихом (493-526 гг.) баптистерий ариан был после вторичного завоевания Византией наряду с другими, посвященными арианскому культу сооружениям, возвращен православному культу (561 г.). С архитектурной точки зрения сильно бросается в глаза сходство с баптистерием православных, как и другие арианские сооружения баптистерий ариан был частично засыпан и сегодня до него можно добраться только по ведущей вниз лестнице. Стенная кладка по своему виду – средневековая: толстые прямо-угольные обожженные кирпичи клались попеременно с тычковыми кирпичами, а под крышей находится карниз с зубчатым орнаментом, как и на Сан Витале.

Начала китайской кирпичной архитектуры из обожженных кирпичей.

В прошлом постоянно утверждалось, что обожженный кирпич был изобретен китайцами. Сегодня, хотя это и не считается больше повсеместно, признается, что китайцы имели высокоразвитую промышленность обожженного кирпича, которая довольно сильно отличалась от подобной промышленности на Западе в период между 500 и 1000 гг. до Р.Х.

Сначала считалось, что древнейшие примеры керамических плиток и обожженного кирпича для облицовки фасадов в Китае были найдены в период Западной династии Чжоу (1066-771 гг. до Р.Х.) – однако старейшим доказательством использования обожженных кирпичей в качестве строительного материала считаются кирпичи, найденные в шахте плавильной печи в округе Синджень, Хэнань, периода Борющихся царств (475-221 гг. до Р.Х.). Следующим доказательством был кусок стены в месте обнаружения глиняных статуэток в могильном комплексе первого правителя династии Цинь (225-206 гг. до Р.Х.). Таким образом, обожженные кирпичи изготовлялись в Китае позднее, чем в Месопотамии, но раньше, чем в Римской империи. Китайские производители обожженных кирпи-чей экспериментировали с размерами и формами строительной керамики с большей фантазией, чем западные производители. В период Борющихся царств (475-221 гг. до Р.Х.), например, для полов, стен и потолков могил из пустотелых кирпичей использовались большие пустотелые терракотовые плиты длиной от 1,3 до 1,5 м, которые были почти такого же размера, как и гробы, которые в них находились. Обожженный кирпичи периода западной династии Хань (206 г. до Р.Х. – 25 г. после Р.Х.), были более обычными, у них было только два формата (400 х 200 х 100 мм и 250 х 120 х 60 мм). Такое соотношение сторон (4:2:1) соответствует сегодняшним обожженным кирпичам. Китайцы изготовляли также большие плоские обожженные кирпичи с соотношением сторон 6 : 3 : 1 и 8 : 4 : 1. Кирпичи с шпунтом и гребнем периода Восточной династии Хань (25-220 гг. после Р.Х.) относятся к довольно необычным формам обожженных кирпичей, когда-либо производившихся, которые использовались при строительстве сводов.

Более поздние обожженные кирпичи обжигались в Китае в печах с верховым (перекрывающим) пламенем и сокращенной горючей атмосферой, которая стала применяться в Китае при изготовлении керамики раньше, чем где-либо. Заготовки кирпичей форме стыковых швов без раствора было возможным соединение с соседними кирпичами. Такой тип кладки использовался главным образом для сводов (Заготовки кирпичей) клались друг на друга, причем между отдельными слоями закла-дывалось топливо и оставлялись пространства для горячих газов; сверху все присыпалось землей или глиной – метод, который называли на Западе полевым обжигом.

Обожженные кирпичи использовались для строительства тонких стен очень экономно. До эпохи Западной династии Хань (206 г. до Р.Х. — 25 г. после Р.Х.) толщина таких стен не превышала ширины одного кирпича. Кирпичи клались исключительно ложком, т.е. продольной стороной наружу в лицевой части стены. С периода Восточной династии Хань (25-220 гг. после Р.Х.) начали строиться более толстые стены с кирпичами ложком и тычком попеременно; тычковая перевязка, когда кирпич кладется узкой стороной наружу, встречается только в Китае. Использовались также большие плоские, прямоугольные обожженные кирпичи в комбинации с плетеными матами. Основным принципом была бережливость, поэтому такие кирпичи с разными видами перевязки использовались для кладки пустотелых стен. Пустоты заполнялись землей, обломками кирпичей или каменной крошкой.

Интересно то, что все такие стены клались без раствора. Известковый раствор при-менялся в период династии Хань от случая к случаю, и начал применяться в большей сте-пени при кладке стен только в период Сунской династии (960-1279 гг. после Р.Х.). До тех пор вместо раствора использовалась глина. Может быть, причина того, что в Китае предъявлялись такие высокие требования к точным размерам кирпичей, заключается именно в этом. Начиная с Ханьской династии (206 г. до Р.Х. – 220 г. после Р.Х.) стал встречаться еще один метод – лицевая сторона обожженных кирпичей стала обрабатываться наждачной бумагой, а сами кирпичи клались для пробы без раствора один на другой и рядом друг с другом до того, как начиналась кладка самой стены с глиняным раствором. Таким образом, удавалось получить более тонкие швы, которые часто обрабатывались впоследствии краской или цветным порошком. С начала применения известкового раствора китайские стены из обожженного кирпича чаще всего облицовывались – штукатуркой, обмазкой (намет) или краской. Во многих районах Китая стены из обожженного кирпича штукату-рятся до наших дней, а сеть швов прокрашивается краской.

Ранняя исламская кирпичная архитектура (620-1000 гг.).

При вспоминании об исламской архитектуре прежде всего представляют себе глазу-рованный цветной фаянс, которым облицовывались купола-луковки и вздымающиеся ввысь минареты. Однако, глазурованные кирпичи и купола-луковки – более поздние изобретения. Ранняя исламская архитектура отталкивалась от более древних традиций.

Кирпич. Античные миры 7Созданная Магометом (около 570-632 гг.) около 620 г. религия очень быстро распространилась, завоевав в 644 г. весь аравийский полуостров. В 732 г. большая часть сегодняшней Испании, Северной Африки, Персии, Узбекистана, Афганистана и части Пакистана управлялись исламскими халифами, царства которых простирались от Атлантического океана до Индии. В ходе этой экспансии ислам сталкивался с многочисленными культу-рами, вбирая в себя их ремесленное искусство. К завоеванным народам относились также Сасаниды, правившие Персией в течение 250 лет. В их столице Ктесифоне, недалеко от иракской столицы Багдад сегодня, стоял построенный из обожженных камней дворец, ко-торый причисляли к одному из семи чудес света. Сегодня сохранились только обломки этого монументального сооружения, но даже они производят потрясающее впечатление, ведь там находится самый большой в мире свод из обожженного кирпича с пролетом 25,3 м. Там, где имелось много природного камня в виде строительного материала, именно он и использовался в ранней исламской архитектуре; в других случаях строители прибегали к технологиям Сасанидских и византийский каменщиков.

Наиболее крупными памятниками кирпичной архитектуры того времени являются: пустынный дворец Омахидов, а именно Мшатты, в Иордании (743-744 гг.), дворец-крепость Ушайдир в Ираке (около 750-800 гг.) и построенная халифом аль-Мутавваки Большая мечеть в Самарре (848-852 гг.). Следуя византийским и Сасанидским образцам, кирпичи этих сооружений были чаще всего квадратными. Из необожженных и обожжен-ных кирпичей сооружались толстые, прекрасно оформленные стены.

Исламские зодчие с самого начала стремились к богатой декорации культовых со-оружений. Закон о живописи запрещал изображать какие-либо живые существа. Этот запрет привел к созданию изысканных и сложных абстрактных узоров. Претворение в жизнь этих узоров до появления керамических плиток ставило перед зодчими огромную задачу. Природный камень, который не везде был под руками, не так просто обтесывался, с деревом в большинстве арабских стран также были проблемы. Решение заключалось в создании узоров на базе гипсового или известкового растворов или их процарапывании, как это видно на фасаде мечети Магоки-Аттари в Бухаре, где, кроме всего прочего, ис-пользовались специально сформованные или обтесанные обожженные кирпичи. Самым роскошным и фантастическим примером этого вида декора является мавзолей Саманидов в Бухаре.

Мавзолей Саманидов.

Мавзолей Саманидов является одним из древнейших мавзолеев ислама и вообще од-ним из самых роскошных памятников кирпичного зодчества. Он сохранился без разрушений главным образом потому, что был погребен песком и другими зданиями; его обнаружил в 1934 г. советский археолог Шишкин. По легенде красота этого сооружения произвела на монголов, завоевавших Бухару в марте 1220 г., такое сильное впечатление, что они пощадили его, но сожгли при этом весь город.

Пророк Магомет, возражавший, якобы, против гробниц любого вида для мусульман, повелел, что мусульман следует хоронить головой на Восток по направлению к Мекке в простом гробу, который следует помечать простым камнем. Вне всякого сомнения, этот вид погребения имел огромное значение для арабских кочевников в ранние годы – не в последнюю очередь как знак отличия от христиан и других религий. Но этому запрету не удалось продержаться длительное время, так как во многих из завоеванных исламом культур наличествовала традиция почитания монарха в форме могильных сооружений, традиция, которой было не так просто пренебречь. Сначала ограничились могильниками только для халифов, начиная с халифа аль Мунтазир в Самарре в 862 г., но эта тенденция постепенно распространилась на все исламские страны Востока.

Сегодня считается абсолютно точным, что мавзолей Саманидов был построен во время правления царя Саманидов Исмаила, правившего в 862-097 гг. Документы свидетельствуют, что Исмаил купил в этой части города участок для гробницы своего отца Ахмада ибн Асада. В результате всего этого в мавзолее оказалось три саркофага – один — Ахмада ибн Асада, еще один – самого Исмаила, и третий – его племянника Наср ибн Ахмада, правившего в 914-942 гг.

Построенное Исмаилом сооружение довольно маленькое – длина боковой стены – 10,8 м; оно кубической формы и состоит из прямоугольных обожженных кирпичей песочного цвета форматом 220-260 х 220-260 х 40 мм, уложенных со швом толщиной 10 мм. Наряду с этими стандартными кирпичами применялись специально сформованные элменты из обожженной глины, а также большие декоративные элементы, такие как крученые колонны. Исследования показали, что многие из этих кирпичей обтесывались после обжига. Отдельные элементы – очень простые, но самым удивительным является то, как архитектору удалось скомбинировать это небольшое количество разных строительных элементов, создав при этом впечатление их огромного разнообразия и изысканности. Плетеный узор наружной стены улавливает свет и при постоянно меняющемся угле падения лучей кажется, что он двигается вместе с солнцем. Игра света и тени вызывает прямо-таки магический эффект.

Сооружение является ранним примером нового решения проблемы помещения круглого купола на здание квадратной планировки. Купол покоится на четырех арках. Эта чортак (система из четырех арок) была тогда революционной, ее часто повторяли. Переход к куполу скрывается снаружи галереей с десятью аркадными проемами на каждой стороне; эти проемы являются единственным источниками освещения помещения. Купол символизирует небо, куб – каабу в Мекке и земной мир, а оба вместе представляют Вселенную.