Back to top

Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света; китайская стена, единственное сооружение, которое видно из космоса; храм св. Софии, одна из красивейших церквей, которые когда-нибудь строились; средневековый Мариенбург в польском Мальброке, похожий своими размерами на небольшой городок; 2000 храмов в бирманском Пагане, простоявших более 900 лет; купола Флорентийского собора, технический шедевр Брунельчи; Тадж Махал в Агре; канализационная система в Лондоне, длиной 1800 км; впечатляющий силуэт небоскреба Крайслера в Нью-Йорке – все они имеют нечто общее, они построены из обожженных кирпичей – без штукатурки. Необожженные (адоба, саман) и обожженные кирпичи – самый простой и, одновременно, многофункциональный строительный материал – распространенный во всем мире и так мало ценимый, известный каждому и почему-то к нему относятся с пренебрежением.

Настоящая книга идет по следам этого невзрачного строительного материала и исследует технологии его производства и применения со времен далекого прошлого до наших дней. В строгом смысле эту книгу нельзя назвать произведением об истории архитектуры, хотя в ней содержатся многочисленные рисунки и много говорится об архитектуре; скорее это книга об истории развития технологии и идей изобретения обожженного кирпича, которая должна пересмотреть широко распространенные заблуждения. Так, например, вопреки бытующим у нас представлениям, кирпичи не всегда красные, обжигались кирпичи самых различных цветов – светло-желтый цвет пустыни, нежно-зеленый нюансы глазури Среднего Востока, фиолетово-черные тона так называемой стаффорширской лазури.

Очень часто обожженный кирпич рассматривается как материал второго сорта, использующийся лишь при недостатке природного камня как строительного материала. Однако, как свидетельствует эта книга, обожженный кирпич обладает собственными, специфическими свойствами и особыми преимуществами, которыми прекрасно умели пользоваться архитекторы, инженеры и ремесленники в течение необозримых лет. Пристрастие историков архитектуры к каменным строениям в значительной мере привело к тому, что обожженному кирпичу со всем его многообразием и широтой использования не было предоставлено достойное место и сильно занижено его значение в истории архитектуры. Именно это несоответствие и хочет устранить настоящая книга.

Необожженная и обожженная глина является одним из древнейших строительных материалов человечества. Саманные кирпичи производились в период между 10.000 и 8.000 лет до Р.Х., слепленные вручную кирпичи – около 5.000 лет до Р. Х. в Месопотамии. Наиболее решающим шагом было, однако, изобретение в 3.500 г. до Р.Х. обожженных кирпичей, в результате чего в регионах стало возможным строительство долговечных домов, бывшее невозможным до этого времени. При обжиге кирпичи становились прочными, как камень, но в противоположность камню обладали тем преимуществом, что им было значительно проще придать желаемую форму и – по крайней мере, теоретически – бесконечное количество раз точно повторять один и тот же декоративный узор. С развитием глазури, кроме того, появилась возможность складывать из обожженного кирпича яркие, красочные орнаменты. Римляне использовали обожженный кирпич для строительства многих самых крупных сооружений. И хотя использование обожженных кирпичей в стенах из литого бетона – например, при строительстве пантеона и больших терм в Каракалле — было оценено достойным образом, не было замечено, что римляне в своих инженерно-технических проектах и для орнаментов уже во 2 веке использовали обожженный кирпич. В ходе дальнейшего развития римского искусства кладки из обожженного кирпича в Византии появился храм св. Софии (Агиа София), одна из красивейших церквей, которые когда-либо строились. В Китае технология разрабатывалась далее, обожженный кирпич стал еще прочнее, так возникли элегантные пагоды и китайская стена.

Ислам занес технику изготовления и применения обожженного кирпича в Северную Африку и Центральную Азию, христианские монахи распространили ее по всей Европе, а с буддизмом она из Индии попала в Бирму и Таиланд.

Со времен Ренессанса в ходе развития технологического прогресса обожженный кирпич как строительный материал подешевел в Европе и распространился во всех слоях населения. Так появился собор во Флоренции, терракотовый декор в Северной Италии, архитектура Великих Моголов в Индии и мечети и мосты Исфахана, а также простые жилые дома и могучие крепостные сооружения; переселенцы принесли с собой эту технологию в Северную Америку.

В ходе промышленной революции, начавшейся в Англии, во всей Европе стали публиковаться книги о технологии и методиках изготовления обожженного кирпича. Теперь появилась возможность производить обожженный кирпич в больших количествах и перевозить его на большие расстояния. В 19 веке с введением техники машинного производства обожженный кирпич стал стандартным строительным материалом для строительства промышленных предприятий и административных зданий. Были построены первые небоскребы – развитие, ускорившееся в 20 веке. При чтении истории архитектуры часто создается впечатление, что обожженный кирпич уступил сегодня свое главенствующее место «более современным» материалам, таким как бетон, сталь и стекло, но это далеко не так. С изобретением новых технологий производство обожженного кирпича, который стал применяться с использованием инновационных методов, скорее возросло. Значение обожженного кирпича как экономичного строительного материала было признано одновременно в развивающихся странах, к тому же он гармонично вписывался в местные традиции. Новая производственная технология и конструктивное использование обожженного кирпича рисовали перед этим древним строительным материалом, возрастом более 10 000 лет, волнующее будущее с многочисленными эстетическими возможностями.

Учитывая все это, остается непонятным, почему было так сильно предано забвению значение обожженного кирпича (и история кирпичного строительства вообще). Но и это стало, как кажется, постепенно изменяться. Сегодня появляются журналы по истории строительства, научные исследования все чаще обращаются к обожженному кирпичу, не в последнюю очередь для охраны памятников старины.

Значение обожженного кирпича.

Первый шаг для того, чтобы достойно оценить и охарактеризовать значение какой-нибудь вещи – как предмета повседневного пользования, так и произведения искусства – заключается в знании процесса изготовления и понимании причин, почему используется именно этот материал. Все это довольно сложно установить в вопросе с обожженным кирпичом, так как его производство и применение не всегда расположены в одном и том же месте, и в них каждый раз принимают участие разные люди.

Вид и способ его производства определяют цвет, форму, текстуру, прочность, огнеупорность, сопротивляемость погодным воздействиям и долговечность обожженного кирпича. Если кирпич низкого качества, здание может обрушиться. Поэтому архитекторы и строительные подрядчики для оценки качества продукта должны знать методику производства обожженного кирпича. Историк архитектуры также должен знать, каким образом качество строительного материала влияет на строительное сооружение. Невозможно обойтись и без понимания техник кладки – знания о том, как должен класться один кирпич по отношению к другому, какой вид придают комбинации разных цветов, какая текстура при этом возникает, и какие декоративные свойства кирпича определяют стиль, структуру и вид строительного сооружения.

Целью этой книги, поэтому, является воспроизведение исторического развития производства и кладки обожженных кирпичей, а также представление «конечных продуктов» — зданий, стен, мостов и т.д. Но пока мы приступим к этому, необходимо объяснить основополагающие понятия.

Основные положения по производству обожженного кирпича.

Имеется два вида кирпичей: необожженные, высушенные под солнцем, и обожженные в обжиговой печи. В настоящей книге нас интересуют почти исключительно только обожженные кирпичи. Высушенные под солнцем глиняные кирпичи-сырцы (адоба) являются древнейшим и самым дешевым строительным материалом в истории человечества. Отложения глины находятся почти всегда именно там, где требуется соорудить необходимое строение, а для изготовления высушенных глиняных кирпичей не требуется никаких специальных знаний. Поэтому в более бедных странах мира адоба применяется до сих пор. Основная проблема кирпича-сырца заключается, однако, в том, что они подвержены влиянию дождя. От сильных дождей их не может защитить даже штукатурка.

В результате обжига кирпичи становятся водостойкими, но сам процесс обжига не так прост, как это кажется. Для производства прочного кирпича недостаточно поместить его в обычный огонь, так как его температуры недостаточно. Для того, чтобы кирпич достиг определенной степени спекания, он должен обжигаться от восьми до 15 часов при постоянной температуре от 900 до 1150 градусов Цельсия. Точная температура зависит от используемого сорта глины. В заключение обожженные кирпичи должны медленно охлаждаться, чтобы не появилось трещин. Слишком слабо обожженные кирпичи очень мягкие и крошатся: слишком сильно обожженные кирпичи, наоборот, теряют при обжиге свою форму и сплавляются в стеклообразное вещество. Искусство занимающегося обжигом кирпичей специалиста заключается в его способности построить обжиговую печь, в которой при работе достигается и постоянно поддерживается требуемая температура.

Кирпичи состоят из глины, имеющей в зависимости от месторождения разное качество. Однако не требуется никаких специальных геологических знаний для того, чтобы определить, что какие-то отложения лучше подходят для производства обожженных кирпичей, чем другие, и что одной глины недостаточно; необходимо добавлять песок и другие добавочные материалы. Доля глины в составе в значительной степени определяет качество обожженного кирпича. Необожженные, высушенные на воздухе кирпичи состоят из глины, часто смешанной с соломой, чаще всего такие кирпичи имеют незначительное содержание глины (менее 30 процентов); некоторые терракотовые продукты содержат до 75 процентов глины. Для современных кирпичных заводов глина добывается из глубоких залеганий и тщательно смешивается с песком, однако в прошлом люди предпочитали разработку залежей на поверхности, в которых глина и песок уже присутствовали в определенной пропорции. В ранние времена изготовитель кирпичей проверял глину, пробуя ее на вкус. Наличие кирпичной глины или «кирпичного земли» имело огромное значение для принятия решения о проведении строительства в определенном регионе.

Когда обнаруживался подходящий сорт глины, глину добывали и подготавливали, то есть смешивали определенный состав и освобождали от камешков и других загрязнений. Ведь камешки затрудняли нарезку кирпичей, а при обжиге такие кирпичи могли даже лопнуть. После подготовки глина смешивалась с водой и формовалась.

По форматам обожженные кирпичи различаются на квадратные и прямоугольные кладочные кирпичи. Приведенные в тексте форматы состоят из длины, ширины и толщины в миллиметрах; при этом речь идет исключительно о приблизительных размерах. Даже кирпичи, которые обжигаются одновременно, имеют из-за неточностей при формовании, сушке и обжиге отклонения по габаритам до 10 процентов. Поэтому приводимые данные дают только приблизительное представление о форме обожженных кирпичей; но не являются абсолютными.

Равномерность отдельных штук кирпича – одно из важнейших свойств обожженных кирпичей, она достигается за счет того, что глина запрессовывается в форму. Самый распространенный тип – это рама из дерева, в нее запрессовывается глина, затем рама удаляется – и заготовки готовы. Другой тип – опока с опорной доской и рамой, этот тип больше используется для производства кровельной черепицы, чем кладочных кирпичей, так как прессованная заготовка слегка приклеивается к форме и ее трудно извлекать оттуда. Сегодня большинство кирпичей формуются машинным способом.

В большинстве методов глина для придания формы должна быть относительно влажной; поэтому заготовки должны достаточное время просушиваться после прессования, чтобы в них не появлялись трещины при обжиге. В прошлом заготовки несколько недель содержались на сушилке под открытым небом и защищались от дождя. Сегодня их хранят в закрытом помещении. Во время этого процесса кирпичи дают усадку.

Большинство кирпичей обжигается в стационарных печах, сложенных из огнеупорного материала (чаще всего из обожженных кирпичей), которые легко заполняются и опустошаются. В более старых методах из необожженных кирпичей складывалось временное сооружение, так называемая полевая обжиговая печь или кирпичный котел. При этом кирпичи так укладывались друг на друга, чтобы горячий воздух проходил между кирпичами-сырцами снизу вверх, обжигая их таким образом. Такая полевая обжиговая печь дешевая и быстро укладывается, для нее не требуется никаких обожженных кирпичей. В прошлом такие полевые обжиговые печи складывались бродячими изготовителями кирпичей либо на арендованном участке, либо прямо на строительном участке, причем использовалась глина имеющихся местных залежей. Подобные полевые обжиговые печи еще сегодня складываются во многих странах мира. Их недостаток – в низкой эффективности: находящиеся снаружи кирпичи не получают при обжиге достаточно тепла и не приобретают достаточной прочности, в то время как находящиеся внутри кирпичи обжигаются слишком сильно и поэтому не годятся для употребления. Чтобы устранить эти недостатки, печи обмазывались со всех сторон глиной.

Способ укладки кирпичей в печи друг на друга имеет решающее значение для их равномерности. Цвет конечного продукта зависит в первую очередь от содержащихся в глине минералов. Сорта глины с высоким содержанием железа становятся при обжиге красными или розовыми в результате окисления железа. Глины с высоким содержанием извести и небольшим количеством железа становятся, наоборот, желтыми или кремовыми. Нюансы цвета определяются положением кирпича в печи и подачей кислорода во время процесса обжига. Поэтому имеются большие различия в цвете даже между отдельными кирпичами одного процесса обжига.

Когда обожженные кирпичи охладились и вынуты из печи, каменщик может начинать работать с ними.

Основные положения кирпичной кладки.

Каменщики работают с продуктом работы обжигавших кирпич людей и придают их продукту определенную структуру. Каждый слой кирпичной кладки укладывается горизонтально в ложе из раствора. При этом речь идет действительно о растворе, не цементе, так как цементом называют определенный вид раствора, твердеющего под водой.

Толщина, цвет и структура поверхности раствора имеет решающее значение для внешнего вида кладки. Стены с кирпичами точных габаритов могут класться с очень тонкими швами. В некоторых культурах кирпичи для таких работ шлифовались, однако чаще всего используются резаные кирпичи непосредственно от изготовителя. Чем больше разница кирпичей по форме и размерам, тем толще должны быть слои раствора, в которые они укладываются. Цвет раствора определяется его химическим составом. Наиболее важная составная часть известь – белая, но после подмешивания песка она становится желтой. Во времена Византии в раствор добавлялась кирпичная пыль, чтобы придать ему красноватый цвет; каменщики викторианского Лондона пользовались сажей, чтобы получить черный цвет. Рисунок сетки швов можно изменить также путем их заполнения мелким щебнем или процарапывания. Уже римляне обрабатывали швы, нанося на них второй слой раствора и заглаживая их. В ходе веков каменщики экспериментировали с самыми разными способами расшивки швов; швы делались косыми для получения теней; на раствор швов наносились линии, чтобы придать им вид большей регулярности; иногда в сырые швы вдавливался шнур для получения декоративного вида.

Обожженные кирпичи для получения ровной поверхности укладывались вдоль натянутого шнура. По горизонтали между каждым кирпичом находится вертикальный слой раствора, называемый стыковым швом, толщина которого равна, как правило, толщине ложа из раствора; отклонения от этого правила изменяют наружный вид кладки.

Толщина стены рассчитывается, как правило, в виде многократной длины обожженного кирпича. Стена, толщиной в «половину кирпича», соответствует, таким образом, по толщине ширине кирпича (около 100 мм, исходя из английского нормированного кирпича; 115 мм, исходя из немецкого нормированного кирпича); стена толщиной «в кирпич» соответствует длине кирпича (215 мм в Англии, 240 мм в Германии). Стены, толщиной в половину кирпича, не очень устойчивы и могут нести только свой собственный вес. В прошлом толщина стен из кирпичной кладки должна была составлять несколько кирпичей. При этом кирпичи укладывались в раствор по длине, в виде дорожки), или под прямым углом к лицевой части стены (в виде перевязки). Тот факт, что кирпичи следует укладывать таким образом, традиционно определял их размеры: длина обожженного кирпича составляет две его ширины плюс шов, так что обе стороны кирпича стены, толщиной в один кирпич, можно укладывать с одинаковыми швами.

Кирпичи кладутся так, чтобы получались устойчивые стены. Возникающий в результате кладки узор называется перевязкой кирпичной кладки. Самой простой является кладки, при которой один слой кирпича кладется на узкую сторону (тычковая сторона вязки), а следующий слой – продольной стороной (дорожкой) по отношению к наружной стороне стены. Это — однорядная перевязка. Другими распространенные виды перевязок представлены в глоссарии. Перевязки встречаются только при обожженном кирпиче; благодаря регулярному узору он приобретает эстетическую выразительность. Имеется четыре способа придавать обожженным кирпичам – даже в декоративных целях – определенную форму: прессование в деревянном ящике, пластическая формовка вручную, обрубка (обрезание) и шлифование. Если деревянный ящик сконструирован так, что из него можно легко вынуть спрессованную глину, удается производить также довольно сложные рельефные формы. Производство таких деревянных ящиков довольно дорогое, но иногда более простые варианты изготавливались в результате того, что использовались разные вставки. Но в большинстве случаев для каждого специального кирпича требуется собственный формовочный ящик. По этой причине вместе с большинством форм изготавливаются, как правило, дополнительные элементы, которые используются для серийно изготавливаемого декора. Пластическая формовка производится вручную или при помощи простых инструментов; в заключение глина, как обычно, обжигается в печи. Каждый, полученный таким образом элемент, является единичным, и если на нем появляются трещины, то он пропадает. Наряду с приданием формы перед обжигом глины имеется еще одна возможность обрезания обожженных, обкалывания или шлифовки обожженных кирпичей; это задача каменщика. Инструментами для этого вида работ являются стальные пилы и специальные долота. При помощи деревянной модели в виде шины можно изготовлять также с большой точностью довольно сложные профили. Для шлифования применяется твердый камень. Все виды такой обработки оставляют на конечном продукте характерные следы.

Глазури наносятся перед обжигом; глазурованные кирпичи, которые можно широко использовать в декоративных целях, также изготавливаются непосредственно в мастерской изготовителя кирпичей.

Из особо тонких сортов глины изготавливается терракота. Главным отличием терракоты от запрессованных в деревянных формах кирпичей являются размеры: всякий раз, когда готовый кирпич больше обычного обожженного кирпича, говорят о терракоте.

Не так трудно определить различие между формованным в деревянном ящичке декоративным кирпичом и кирпичом, обработанным после обжига. При формовании в деревянной форме или вручную камешки глубоко вдавливаются в глину, так что конечный продукт имеет гладкую поверхность. При обрезании и шлифовании, наоборот, поверхность обожженного кирпича обрабатывается, так что на конечном продукте видны камешки или остаются небольшие углубления. Оставленные инструментами следы также являются свидетельством того, что обожженный кирпич подвергался обработке.

История обожженного кирпича является одновременно историей занятых при его обработке индивидуумов – людей, занимавшихся его обжигом, а также каменщиков, архитекторов, истопников, законодателей, инженеров, изобретателей, городских депутатов, аристократов и королей. Способ изготовления и обработки обожженных кирпичей изменялся в соответствии с экономическими и политическими условиями, в соответствии с модными течениями и стилями. Об этом тоже рассказывается в этой книге.