Back to top

СЕРГЕЙ ПРОХОРОВ, директор ООО «НордСтройКомплект»

Два-три года назад сложилась ситуация, когда на строительном рынке Екатеринбурге ощущался явный дефицит кирпичей. Помимо собственно областного рынка активным потребителем кирпича свердловских производителей выступала Тюменская область и, прежде всего, сама Тюмень, где как раз в это время началась очень активная застройка. Тот кирпич, который производился в Екатеринбурге и в близлежащих городах Ревде и Асбесте, а также в Краснотурьинске на Богословском алюминиевом заводе, не мог обеспечить потребности строящихся объектов Тюмени, основного потребителя этой продукции. В Екатеринбурге, наоборот, темпы строительства значительно уступали тюменским.

За последние два года ситуация претерпела значительные изменения. С одной стороны, изменилось отношение к привозному кирпичу в самой Тюменской области. Активное развитие получило здесь собственное производство. В частности, Винзилинский керамический завод сумел увеличить объемы собственного производства более чем в три раза — с 18 до 57миллионов штук в год. Это позволило в значительной степени «закрыть» потребности тюменских строителей в кирпиче. Кроме того, за это время произошло изменение структуры финансирования строительства в Тюменской области. Многие денежные потоки пошли через Москву, тем самым ужесточился контроль за использованием денежных средств.

С другой стороны, на новый уровень вышло производство кирпича на Ревдинском заводе. Еще полтора-два года назад на этом заводе были определенные проблемы, связанные с передачей собственности новому владельцу – Уральской горно-металлургической компании, а также с разработкой нового месторождения. Эти проблемы сейчас полностью решены, и Ревдинский завод занял доминирующее положение среди всех производителей кирпича Свердловской области.
Наконец, нельзя не отметить еще одну тенденцию – общее снижение доли кирпича в жилищном строительстве в Екатеринбурге. Появилось и заняло свою нишу монолитное строительство, внедряются различные каркасно-монолитные конструкции, где использование кирпича имеет значительно меньшие объемы.

На этом фоне создалась ситуация, когда конкуренция на рынке кирпича Екатеринбурга стала очень острой. Поэтому, если ранее такой инструмент воздействия как лоббирование практически не имел значения, то сейчас он используется всеми основными игроками. Каждый завод имеет теперь свое лицо, и свои методы продвижения кирпича на рынок. Если попытаться позиционировать заводы на рынке Екатеринбурга по степени их влияния, то, безусловно, первое место принадлежит Ревдинскому кирпичному заводу. Этот завод – единственный в Свердловской области производит облицовочный кирпич и по этой позиции является практически монополистом. Ревдинский облицовочный кирпич вне конкуренции оказывается и в Тюмени. Второе место принадлежит ЗАО «Заречный» из Асбеста. Затем идут предприятия «Уктус» и «Стройпластполимер».

Что касается других заводов Свердловской области, то и объемы производства, и географическая удаленность от Екатеринбурга мешают им занять сколько-нибудь серьезное место на рынке столицы Урала. Этот вывод распространяется на кирпичные заводы Нижнего Тагила, Красноуральска («Святогор»).

Отдельно следует сказать о Краснотурьинском заводе, который до последнего времени был составной частью Богословского алюминиевого завода. В настоящее время этот завод, который сравнительно недавно вел большие поставки кирпича в Екатеринбург, получил статус самостоятельного юридического лица и пока не смог самостоятельно обеспечить себя крупными заказами. На заводе скопилось большое количество продукции, примерно 10 миллионов штук кирпича, в то время как активный сезон продаж в этом году уже закончился. Потенциально этот завод может начать реализовывать свои амбиции, но, очевидно, это будет уже задачей следующего 2004 года.

Одновременно, Екатеринбург является ареной проникновения кирпичных заводов из других областей России. Связано это с несколькими основными факторами. Во-первых, кризисом перепроизводства, который заставляет челябинские и пермские заводы активно искать новые рынки сбыта. Парадоксально, но сейчас в Челябинской области, например, стоимость квадратного метра жилья в кирпичном доме почти не превышает стоимость того же метра в панельном исполнении. Это связано, в первую очередь, со все более и более увеличивающимся количеством предложений со стороны кирпичных заводов. Многие продавцы кирпича знают о том, что при общей средней прайсовой цене у многих челябинских производителей, с ними всегда можно договориться на очень серьезные скидки. Во-вторых, Екатеринбург является своеобразным промежуточным пунктом на пути к еще более перспективному тюменскому рынку, поэтому завоевание здесь позиций имеет важное стратегическое значение. В–третьих, производители Свердловской области не могут «закрыть» все позиции кирпичного рынка. В частности, сегодня силикатный кирпич практически полностью доставляется в Екатеринбург из Челябинской области (в последнее время к ним присоединился также силикатный кирпич производства тюменского завода «Инвест-силикат-стройсервис»), а глазурованный — из Пермской.

Среди челябинских заводов можно выделить «Кемму», которая поставляет в Екатеринбург лицевой кирпич и «Полистром», изюминкой которого является «теплый» кирпич, позволяющий уменьшить расход материала примерно на 30 процентов. Эти заводы находятся сравнительно недалеко от Екатеринбурга, у них налажена централизованная доставка. Кроме того, оба эти завода обладают достаточно «раскрученными» брендами и могут обеспечить высокий уровень сервиса.
Пермские заводы «Чернушкастройкерамика», «Производство керамического кирпича на Закаменной», Березниковский кирпичный завод – выпускают продукцию очень высокого качества. У нас нет лицевого кирпича такого качества. Эти заводы занимают свою нишу, хотя пока и не очень большую.

В нынешнем году в Екатеринбурге появилось представительство Брылинского кирпичного завода из Курганской области. Брылинский кирпича имеет очень привлекательный темно-абрикосовый цвет, но продается по достаточно высоким ценам. Трудно предположить, что из такого кирпича кто-то будет строить целый дом, хотя на отдельные вставки, для придания зданию архитектурной выразительности, его берут достаточно охотно. Видимо, это и станет нишей для брылинского кирпича.
Вообще можно заметить, что развитие рынка дошло до такой степени, что цены на продукцию имеют, конечно, важное, но далеко не всегда определяющее значение. Сегодня на первое место постепенно выходит сервисное обслуживание. То есть — не цена кирпича, а то, каким образом он поставляется застройщику, который не хочет иметь дополнительных «головных болей». Кирпич должен быть вовремя доставлен на строительную площадку. Этот кирпич должен иметь надлежащее качество, соответствующее ГОСТу, должен быть упакован в пленку, чтобы сохранить свои свойства в течение достаточно долгого времени. Производители, которые поддерживают надлежащий уровень сервисного обслуживания, получают весомое преимущество перед своими конкурентами.

Среди маркетинговых ходов, предпринимаемых различными заводами, можно отметить очень продуманную политику Ревдинского кирпичного завода. Здесь осознанно отказались от практики дилерства и открыли свое представительство в Екатеринбурге. Тем самым была строго позиционирована цена ревдинского кирпича на рынке, которую никто не может изменить. При этом нет никаких закулисных игр с клиентами. Цены на продукцию в Ревде и на складе в Екатеринбурге – одинаковые. То есть предприятие пошло на определенные транспортные издержки, чтобы завоевать клиентов в Екатеринбурге.

Подобным же образом развиваются и другие екатеринбургские заводы, а также ЗАО «Заречный» из Асбеста, интересы которого представляет, и довольно успешно, ТД «Искра-Заречный». Более отдаленным заводам, наладить такую схему достаточно сложно. Они продолжают работать через дилеров, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Многие дилеры пользуются общей экономической слабостью заводов-производителей. В ход идут, например, различные бартерные схемы: «закрывается» электроэнергия и газ и т.д. В результате, на рынке появляется достаточно большое количество продукции, реализуемой по ценам заведомо ниже заводских.
К сожалению, пока у нас не получили распространения большеразмерные керамические блоки, которые в других странах, например, в Испании, доминируют на кирпичном рынке. В свое время некоторые заводы пытались наладить их производство, но дело не пошло. Проблему надо было решать в комплексе: обеспечить надлежащее качество продукции, разработать специальную упаковку и, главное, провести мощную рекламную компанию, чтобы объяснить строителям преимущества этой продукции. Ничего этого сделано не было. Кирпич получался более хрупким, портился при транспортировке и не находил спроса среди строителей. Развитие данного сектора рынка — это, видимо, проблема ближайшего будущего. Это может стать один из возможных инструментов во все более усиливающейся конкурентной борьбе.

***
Евгений Козлов, заместитель генерального директора ООО «ТД «Химреактивы»

Сейчас кирпич делает очень много заводов, но хороший кирпич выпускают единицы из них. Лучший кирпич в Свердловской области делают в Ревде. Только у них есть облицовочный кирпич. Второе место по качеству занимает Богословский алюминиевый завод. Остальные – хуже. Хотя спросом, например, сегодня пользуется более скромный по качеству кирпич производства ЗАО «Заречный» (Асбест). Много этого кирпича используется на застройке домов в центре Екатеринбурга.
Из других областей очень хороший кирпич привозят из Перми – предприятие «Производство керамического кирпича на Закаменной». Но это очень дорогой кирпич. Для того, чтобы из такого кирпича строить дом, нужны профессиональные строители, которые бы четко выдерживали технологию.

Многие строители сейчас интересуются желтым кирпичом. Красный кирпич всем уже просто «приелся», поэтому хочется чего-то новенького. Неплохой желтый кирпич выпускает магнитогорский завод, и рядовой, и облицовочный. Такая известная организация как СМУ-3 выстроила из этого кирпича коттеджный поселок на Уктусе. Хотя цены там, конечно, очень большие. Один квадратный метр без отделки стоит 750 долларов, а минимальная площадь коттеджа – 200 квадратных метров.

Илья Костин, директор ТД «Искра-Заречный»

Традиционно, в силу географического расположения города Асбеста, мы вели большие отгрузки кирпича в Тюменскую область. Стремительно развивающийся строительный комплекс Тюменской области представлял для нас, как, впрочем, и для многих других производителей Свердловской области, идеальный рынок сбыта. Местные производители и, в частности, Винзилинский завод керамических материалов, занимают здесь определенную часть рынка, но, конечно, не могут «закрыть» весь спрос тюменских строителей. Сегодня около 80% кирпича ввозится в Тюменскую область от соседей, кирпичных заводов Свердловской, Челябинской и Пермской областей. Однако в этом году финансирование строительства в Тюменской области началось только в июле. Соответственно, в начале года у нас существовали достаточно серьезные проблемы со сбытом продукции.

В этих условиях нам пришлось серьезно поменять направление сбыта. Мы стали более активно бороться за Екатеринбург, где темпы строительства в последние годы начали стремительно расти. Раньше основная наша отгрузка велась железнодорожным транспортом. В 2003 году значительную часть пришлась уже на автомобильный транспорт. Для того чтобы укрепить свои позиции, мы пошли на уступки по цене кирпича, организовали централизованную отгрузку до Екатеринбурга. Была проведена и серьезная работа по поиску клиентов среди строительных организаций города, что позволило заключить несколько десятков очень важных договоров.
На рынке кирпича мы специализируемся на поставках строительного кирпича марок М-75,100,125,150. В основном, спросом пользуется марка М125. Выпускаем полнотелый и эффективный кирпич этих марок.

Сейчас практически все проекты строительства подписываются только под штукатурку, что резко ограничивает применение облицовочного кирпича и, наоборот, увеличивает спрос на строительный кирпич, в связи с чем, в Екатеринбурге очень многие объекты возводятся именно из нашего кирпича.

Всплеск, строительной активности в июле привел к тому, что мы не могли физически выполнять все поступающие заявки. В месяц мы сейчас выпускаем 4,5-4,7 млн. условных штук и этого количества явно не хватает.

Вообще, перспективы строительства у Екатеринбурга просто огромные. По генеральному плану, например, предполагается к 2015 году увеличить объемы строительства в два раза. Уже сейчас здесь присутствует очень емкий рынок кирпича. Кирпич остается здесь пока наиболее востребованным стеновым материалом.

Долгосрочные заказы есть у нас уже на следующий сезон. Я думаю, работы нам хватит еще, минимум, лет на пять. Особенно, если мы будем продолжать развиваться, вкладывать деньги в обновление производственных мощностей. Уже в этом году мы начали работу по улучшению качества асбестовского кирпича. Освоили в этом году новый карьер, так что уже с ноября ЗАО «Заречный» перейдет на новые глины. Ведутся работы по автоматизации на линиях обжига, по частичной замене устаревшего оборудования. Рассчитываем, что все это приведет к уменьшению процента выхода брака. Будем и дальше продолжать работать в этом направлении.

Алексей Чебаков, директор по сбыту и маркетингу ОАО «Уктус»

Сегодня нет проблем со сбытом нашего кирпича. Кирпич производства завода «Уктус» имеет постоянных потребителей среди строительных организаций Свердловской и Тюменской областей. Наша продукция на 30 процентов расписана на полгода вперед. На следующий месяц уже продано 60 процентов всего выпускаемого нами кирпича. И это при том, что в месяц мы производим 3,2-3,4 миллиона штук кирпичей. Наибольшей популярностью пользуются марки 150, 125, затем уже 100. Одна из причин нашего успеха – продуманная маркетинговая политика. Мы стараемся не спекулировать на спросе в наиболее «горячие» месяцы. Цены в этом году не менялись на протяжении всего сезона. Стараемся предложить нашим клиентам комплексные поставки. Кроме собственно кирпичей наш завод выпускает сейчас огнеупоры и сухие строительные смеси. Рынок строительных материалов в Екатеринбурге сегодня просто огромный и места здесь хватит всем. Надо лишь бороться за «своих» клиентов. Работать с ними, а не стремиться просто получать от них деньги.

Владимир Уткин, президент научно-производственного центра «Стройтех»

Керамический кирпич – традиционный для России материал. К сожалению, по мере того как растут цены на энергоносители и по мере совершенствования других стеновых материалов, кирпич все более и более проигрывает конкурентную борьбу. В Северной Америке его производство снизилось в 10 раз. Банкротами стали и известные европейские фирмы – производители оборудования для кирпичного производства (Unimoranda в Италии и Pardinas в Испании). Новые формы и фактуры кирпича вряд ли появятся из-за существующей проблемы износа оборудования и невозможности приобретения нового, которое сегодня стоит от 5 миллионов евро. Плюс дороговизна обжига и экологическое неблагополучие кирпичного производства. Поэтому кирпичные дома нашего детства медленно, но необратимо уходят в прошлое.

Новый Уральский строитель» №10 — 2003